Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
 
Главная страница
Страницы друзей "Темного леса"
Страница ансамбля МИРАЛАН
Статьи Андрея Лаврешникова
 
Памяти М.А.Иониной
Творчество А.В.Неждановой
К 120-летию Е.А.Степановой
Амелита Галли-Курчи
Камерная певица В.И.Духовская
Елена Шумилова
Вера Александровна Давыдова
Борис Фишман
Ирма Яунзем и еврейская песня

Андрей Лаврешников

Камерная певица Вера Иосифовна Духовская

В 2013 году исполняется 110 лет со дня рождения замечательной камерной певицы Веры Иосифовны Духовской (1903-1982). Пик её артистической карьеры пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия. Ансамбль Вера Духовская – Михаил Бихтер неизменно приковывал к себе внимание многочисленных слушателей. Свежесть трактовок самых известных произведений, широта репертуара – от старинных пастушеских песен до русского классического романса, от народных песен до сочинений Прокофьева, оригинальность взгляда на построение концертной программы, высочайший класс ансамблевого музицирования – вот далеко не полный перечень выдающихся качеств этого камерного дуэта.

Вера Духовская родилась в Москве в 1903 году в культурной московской семье, очень любившей искусство, особенно музыку. Отец - профессор химии - недурно играл на виолончели. Музыкальные способности девочки гармонично развивались в благоприятной обстановке. Знаменитый композитор А.Т.Гречанинов, друг семьи Духовских, заинтересовался юным дарованием и с удовольствием аккомпанировал будущей певице, в том числе и свои сочинения.

Осознание своего призвания пришло к Вере Духовской рано. Девушка, обладавшая, лёгким прозрачным сопрано, интуитивно верно оценивала свои данные: её тянуло не к оперной сцене, а к камерному музицированию. Успешно сдав вступительные экзамены в Московскую консерваторию, Вера Иосифовна тем не менее предпочла занятия в Московском Филармоническом училище (позднее ГИТИС). Её педагогом стала Е.Ю.Жуковская, ученица профессора Умберто Мазетти, взрастившего целую плеяду выдающихся отечественных вокалистов с А.В.Неждановой во главе.

Первые годы профессионального становления певицы совпали со временем гражданской войны и послевоенной разрухи. Новый зритель – солдаты, рабочие, студенты – посетители массовых шефских и клубных концертов с радостью принимали выступления Духовской, которая в те годы исполняла, к примеру, и “Жить, будем жить” Глиэра, и “Я ли в поле да не травушка была” Чайковского, и “Титулярного советника” Даргомыжского. С первых лет творческой деятельности значителен творческий диапазон певицы, характерна смелость в выборе репертуара.

В 1923 году на одном из концертов Духовскую услышал нарком просвещения А.В.Луначарский. Думая о развитии молодого дарования, он посоветовал певице отправиться в Петроград и попытаться “войти в доверие к Бихтеру”. Михаил Алексеевич Бихтер - выдающийся музыкальный деятель предреволюционной эпохи, главный дирижёр знаменитого Театра Музыкальной Драмы под художественным руководством И.М.Лапицкого, тонкий пианист-ансамблист, знаток вокальной литературы. Им восхищался сам Шаляпин.

Бихтер чрезвычайно взыскательно относился к отбору певцов, с которыми ему хотелось работать. Вокалист, представлявший для него интерес, должен был обладать красивым, выразительным, хорошо обработанным голосом, тонкой артистичностью, интеллигентностью, а также умением покорно и чутко усваивать все его указания. Вера Иосифовна Духовская в высшей степени отвечала всем этим требованиям.

До встречи с Бихтером Духовская уже владела обширным репертуаром, которого хватало на четырнадцать концертных программ. Теперь знакомое пришлось переучивать заново, а изучение новых произведений сопровождалось - по требованию Бихтера - “вживанием” в литературные источники, проливавшие свет на эпоху, что помогало “высветить”, “оживить” нотную запись. C неистощимой фантазией Бихтер придумывал все новые и новые программы концертов, репертуар которых – свыше семисот произведений - охватывал не только классику России и Запада, но и сочинения современников – Шоссона, Регера, Стравинского, Бартока. Особое место в этих программах отводилось творчеству советских композиторов: С.Прокофьева, Н.Мясковского, М.Гнесина, Л.Книппера, В.Белого, Б.Шехтера. За десять лет существования дуэта было подготовлено значительное количество оригинальных программ, среди которых были “Истоки русского романса”, “Театральная музыка”, “Музыка городских окраин” и даже “Путь артиста в буржуазном обществе”.

И все же в силу разных причин деятельность дуэта в 1934 году завершилась. Вера Иосифовна продожала выступать в концертах камерной музыки с прекрасными пианистами: В.Донато, Н.Вальтером, С.Самуэльсоном, С.Давыдовой, композитором Кацем. Её концертные программы порой приобретали для того времени оттенок некоторой эксцентричности, к примеру, она пела романсы из репертуара знаменитой А.Д.Вяльцевой. С блеском певица исполняла и музыку из популярных оперетт. Но и в этом репертуаре неизменно проявлялся художественный вкус певицы.

Сохранилось довольно большое количество записей В.Духовской. Практически все они были выполнены в Москве и Ленинграде в 1929-1939гг. Ранние записи в ансамбле с М.Бихтером – песни и популярные романсы Глинки, Гурилёва, Даргомыжского, Чайковского и др. - несут на себе печать творческого поиска. Голос певицы небольшой, но светлый и звонкий, она им прекрасно владеет. Дикция изумительна. Вокальная линия чиста и безупречна. Во всем масса интересных находок. В более поздние годы появились записи советской музыки, арий из оперетт. Особенно хочется выделить записи сцены опьянения из оперетты “Перикола” Оффенбаха и арии Серполетты из комической оперы “Корневильские колокола” Планкетта, исполненные в ансамбле с выдающейся ленинградской пианисткой Софьей Осиповной Давыдовой. Чудесной эмоциональной свежестью отмечено исполнение неаполитанских песен в русских переводах “Роза”, “Плясовая”, “Обманщик” в сопровождении неаполитанского ансамбля Николая Розова, интересны интерпретации песен для детей.

В 1948 году в возрасте 45 (!) лет Вера Иосифовна оставила концертную деятельность (последние десять лет она была солисткой ВГКО) и вплоть до 1957 года преподавала в Московском музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова. Вплоть до последних лет жизни Духовская жила в Афанасьевском переулке у Арбата в обветшалом деревянном доме. Её скромные комнаты на втором этаже, выходившие окнами в сирень, были украшены живописными работами Бенуа, Мануйлова, Сарьяна, почитателями её таланта...

Вера Иосифовна Духовская не имела званий, имя её сейчас практически забыто. Жаль! На пороге 20-летия артистической карьеры певицы, в 1940 году, профессор А.М.Авраамов писал: “глубокий индивидуальный подход к исполняемому, разрушение штампов и шаблонов, сколь бы “авторитетны” они ни были, максимальное раскрытие авторского замысла – всё это Вера Духовская пронесла через всю свою артистическую карьеру, сохранила и сегодня”. Думаю не ошибусь, если скажу, что ценный исполнительский опыт и эстетическая прелесть творческого наследия певицы достойны внимания самой широкой аудитории и в XXI веке.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: