Страницы авторов "Тёмного леса"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Имя Народной артистки РСФСР и Грузинской ССР, лауреата Государственных премий СССР Веры Александровны Давыдовой широко известно и любимо ценителями вокального искусства нашей страны. Пик её творческой карьеры связан с Большим театром Союза ССР и пришелся на 1930-40-е годы, которые по праву считаются "золотым веком" в истории Большого театра.
Вера Александровна родилась в Нижнем Новгороде в 1906 году. С раннего возраста обнаружив в себе тягу к вокальному искусству, она пела в церковном хоре, а с 1922 года и на оперной сцене. В 1924 году Давыдова поступила в Петроградскую консерваторию в класс педагога Девос-Соболевой. Еще будучи студенткой дебютировала на сцене Мариинского театра, став его солисткой. О яркости дарования молодой певицы говорит тот факт, что еще в конце 1920-х годов ей был предложен ангажемент в Берлинскую оперу, который она отклонила по семейным обстоятельствам - не захотела оставить молодого мужа - певца, впоследствии солиста Большого театра, Дмитрия Семеновича Мчедлидзе, с которым счастливо прожила многие десятилетия вплоть до его кончины.
В 1932 году Вера Александровна дебютировала на сцене Большого театра в партии Амнерис в опере "Аида" Дж. Верди. На протяжении почти четверти века вплоть до 1956 года Давыдова - ведущая солистка театра. Здесь ею был создан целый ряд поразительных по яркости вокально-сценических образов в операх русского, зарубежного и советского репертуара: Кармен в одноименной опере Ж.Бизе, Любаша в "Царской невесте" и Любава в "Садко" Римского-Корсакова, Марина Мнишек в "Борисе Годунове" и Марфа в "Хованщине" Мусоргского, Любовь в "Мазепе" Чайковского, Аксинья в "Тихом Доне" Дзержинского и многие другие. За исполнение партии Любови ("Мазепа") и Марфы ("Хованщина") Давыдова в 1950 и 1951 годах была удостоена Сталинских премий I степени.
В.А. Давыдова была также выдающейся камерной певицей, обладала значительным камерно-концертным репертуаром, включавшим лучшие произведения русской, зарубежной, а также советской вокальной литературы. В 1946 году Давыдова была удостоена Сталинской премии I степени за уникальный цикл из семи концертов "История развития русского романса".
С 1959 года В.А. Давыдова преподавала в Тбилисской консерватории (с 1964 г. - профессор). За многие годы преподавательской деятельности из класса Давыдовой вышла целая плеяда первоклассных певцов и среди них - выдающаяся певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра Маквала Касрашвили.
Начиная с 1933 года Вера Александровна неоднократно записывалась на грампластинки, тонфильмы и магнитную ленту, исполняя арии и сцены из опер, произведения камерной литературы, народные песни. Количество опер, записанных при участии В.А. Давыдовой, сравнительно невелико, в том числе и потому, что в большинстве фондовых записей оперных спектаклей ГАБТ СССР тех лет партии меццо-сопрано записала легендарная Мария Петровна Максакова, а записывали тогда по-преимуществу только один состав исполнителей, о чем теперь можно только сожалеть. Давыдова записала партии Кармен ("Кармен" Бизе, 1937 г.), Любови ("Мазепа" Чайковского, 1949 г.), Любавы ("Садко" Римского-Корсакова, 1952 г.), Амнерис ("Аида" Верди, 1953 г.). Документом большой ценности является недавно обнаруженная запись двух первых актов оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова, выполненная при участии В.А. Давыдовой в партии Любаши по трансляции из Киевского Государственного театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко в 1955 году.
В 2016 году исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся певицы, более двадцати лет её нет с нами. Но талант и высокое мастерство Веры Давыдовой, благодаря записям, пленяют ценителей вокального искусства уже в XXI веке.