Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Маргариты Самойловой

Пропавший без вести (о Викторе Самойлове)
О сборнике стихов Глеба Семенова
О книге воспоминаний о Глебе Семенове
К 100-летию со дня рождения К.Д.Воробьева
Памяти поэта Александра Межирова
О книге стихов Олега Голодного
О выступлении Солженицына в Кисловодской филармонии
Отзвуки очерка А.И.Солженицына "Виктор Астафьев"
Печальные рассказы
К юбилею стихотворения Б.чичибабина "Памяти А.твардовского"
О "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева
Памяти Н.А.Некрасова
Об очерке Мандельштама "Кисловодск весной" К 120-летию Н.Заболоцкого
О Заболоцком и Караганде
О двух рассказах В.С.Гроссмана
Об Александре Невском
"От Невы до Терека"
О книге Сергея Сущанского о литераторах Магадана
О книге С.Я.Подольского "Борис Леонидович Пастернак"
Феномен синестезии в творчестве С.Я.Подольского
О книге С.Я.Подольского "Подземная река"
О книге С.Я.Подольского "Стороны света"
О книге С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
О книге С.Я.Подольского "След тигра"
О книге С.Я.Подольского "Седьмое чувство"
Об очерке С.Я.Подольского "Мой брат Иосиф"
О повести С.Я.Подольского "Учитель и другие"
О книге С.Я.Подольского "Азъ есмь"
Едоки каши
О книге стихов Светланы Цыбиной
Поэтические мелоди Марины Луневой
О стихах Геннадия Трофимова
О стихах Евгения Инютина
О книге Юлии Чугай "Солнце за облаками" О четырех стихотворениях Юлии Чугай
О стихотворении Светланы Гаделия "Скажи, Господь, ты этого хотел?"
О поэзии Марии Кирилловой
О публикациях Галины Марковой
О публикациях Василия Помещикова
О стихах Наталии Мартинец
О "Свитке хокку и танка"
О публикациях Ильи Миклашевского
Поэзия Натальи Рябининой
К истории литературно-художественного альманаха "Литературный Кисловодск"
О Максимилиане Волошине
Стихи
Созвучие
"Литературный Кисловодск", N85 (2024г.)

Маргарита Самойлова

О ПОВЕСТИ СТ. ПОДОЛЬСКОГО "УЧИТЕЛЬ И ДРУГИЕ"

В ноябре 2023 года вышла в свет книга С.Я. Подольского "Седьмое чувство". Одна из повестей, озаглавленная "Учитель и другие", ранее была опубликована автором в его книге "Житие незнаменитого человека" (2005г.).

События части первой - "Вечеринка" - названной повести поначалу воспринимаются как довольно обычные.

"Шли по ледяной вечерней улице после занятий лит.клуба. В небе сквозь растрёпанные снеговые облака помелькивала полная и удивительно чистая - словно умытая - луна". На занятиях обсуждали стихи одного из участников клуба, Гурика, споры продолжили и на улице. Изредка слышался голос руководителя, тогда спор "на секунду угасал "из уважения к авторитету", но тут же вспыхивал по другому поводу".

Решили зайти в кафе. За столом "загорелось сразу несколько споров". Кто-то незаметно ушёл, "скорее всего Гурик: молчал, молчал - и вовсе исчез, осталось только пирожное - надкусанное". Старик, /так называла молодёжь литературного шефа/ как обычно, выпал из разговора, прижух как бы, задумался в тёмном уголке стола и кофейни...

Вторая часть повести озаглавлена "Евангелие от Иуды". Действие переносится в далёкое селение, к которому приближаются Учитель и ученики...

У меня возникает ощущение собственного участия в происходящем.

Вхожу в эту книгу -
    таинственный сад.
В ней времени сдвиги,
    Учителя взгляд.
Прохладу у древа
    источник струит,
и смуглая дева
    с кувшином стоит.
В селенье, у Марфы, знакомый приют.
Поспешно и шумно двенадцать идут.

Вот они: "худощавый и востроносый Иоанн, учёнейший из всей братии, блестящий повествователь при случае"; "Симон, огорчённый, что не первый поспел к Учителю"; "сыны рыбаря, и сами рыбари, братья Зеведеевы"; "осторожно вступивший в помещение Иегуда"...

"Как тень, в хлев бесшумно проскользнула младшая из сестёр, Мария, недавняя знакомая Учителя".

Мария бесценное миро берёт
и масло Учителю на ноги льёт.
Тот дивно и мягко её защитил
и ноги двенадцати кротко омыл.
Учитель обводит их любящим взглядом:
как дети, близки все, в скитаниях рядом.
Йегуда один злой гордыней горит:
- Я выше Учителя, - всем говорит.
"Любовию к ближнему следует жить,
так надо Йегуду сильнее любить,
обидные речи смиренно прощать
и к Вечному Свету себя направлять."

"Угощала хозяйка свежим овечьим сыром, только что испечёнными пшеничными лепёшками, подали глиняные сосуды с дешёвым вином, белым и красным, прошлогоднего урожая, прохладным, охлаждённым в ледяной воде источника, приятным на вкус. Но центром стола был свежеприготовленный ягнёнок, потому что наступил уже великий праздник Пасхи".

Нисан наступил. Свет весны в небесах.
Великой молитвы напев на устах,
и жертвенный агнец к вкушенью готов.
Вдруг в сердце удар от таинственных слов.
Как есть Его тело? Как пить Его кровь?
Душа обмирает от каменных слов.
Но кто же предатель? Учитель молчал,
взглянул на Йегуду, обняв, придержал...

Таинственно всё. И гнетут размышленья:
Иудея и Рим, повеленья - смиренье.
Как ужиться двоим? О Б-ге, об Истине давние споры.
Закон и Любовь - и о них разговоры.
На место высокое Свет вознести.
Любовью к Закону народ привести.

"Учитель пристально посмотрел в сумасшедшие белые с чёрным глаза Иуды. Сказал серьёзно: - Иди и делай, как задумал.

Иегуда, как подхваченный ветром, сорвался с места, схватил котомку и в бешенстве выскочил со двора"...

Далее - разговор Первосвященника с Иегудой.

"- Кто ты?!

- Я посланник Истины.

- В чём она?

- В любви. Так говорит Учитель.

- Ты прав, юноша. Мы встретим твоего учителя. И проводим в Город с помпой. Где он? Как его найти? Как мы его распознаем среди прочих бесчисленных бродяг и паломников?

Иегуда в восторге: миссия удалась! Этот святоша оказался не так глуп: он понял идею Иегуды, он согласился с неотразимыми доказательствами, ему некуда деться! Иегуда не замечает жала насмешки в словах Первосвященника.

- Да, - спохватился Иегуда. - Я не хочу похваляться перед Учителем, что убедил тебя в споре. А потому я просто подойду к нему - среди всех учеников, обниму и поцелую Его, чтобы люди твои знали, кому оказать высшие почести"...

"Вот и стража! Гремят железные подковы по кремням дороги, посверкивающей под ясной луной. Спешит впереди восторженный, торжествующий Иегуда - с победой! А кромку задымлённого сажевого неба на востоке уже тронул ласковый луч Его безграничного взгляда... "

"Не спалось Учителю. Он размышлял, прислонясь к плетню перегородки, размышлял, как всегда, почти вслух... Но размышлял в форме диалога, как бы на два голоса... Так что ещё раз: иди, Иегуда, исполняй задуманное. И прости, что не ты задумал дело, но тебе нести его тяжесть и мрак".

Третья, заключительная часть повести "Учитель и другие" озаглавлена "Тени света".

Читатель, достаточно знакомый с каноническими евангелиями, может упрекнуть автора рассказа "Учитель и другие" в явных отступлениях от текста Синодального перевода Библии на русский язык (1876г.). Так, Павел и Лука не входили в число двенадцати учеников Иисуса; у источника Иисус встретил не Марию, а самарянку; пасхальный ужин был не в доме Марфы и Марии и др. Однако к литературно-художественному произведению не следует предъявлять требования, обязательные для научного комментария. Ещё больший упрёк кто-то может адресовать автору за отступление от традиционной характеристики Иуды как предателя.

Над образом Иуды размышляли многие писатели и поэты. Упомянем повесть Леонида Андреева "Иуда Искариот и другие" (1907г.), в которой личность Иуды акцентирована словом "предатель". Этим словом и завершается повествование: "И все - добрые и злые - одинаково предадут проклятию имя его; и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель".

В стихотворении Максимилиана Волошина "Апостол Иуда" (Коктебель, 11 ноября 1919) читаю:

И когда приблизился праздник Пасхи,
В первый день опресноков в час вечерний
Он возлег за трапезу-с ним двенадцать...
...Завещаю вам Свое царство.
Сядете судить на двенадцать тронов,
Но одним из вас Я буду предан.

Так предназначено, но предателю горе!..
И никто из одиннадцати не понял,
Что сказал Иисус,
Какой Он подвиг возложил на Иуду
Горьким причастием...

Станислав Яковлевич Подольский вспоминает: "Где-то в 90-е годы я показал свою повесть "Учитель и другие" дружественному и внимательному к моей литературной работе философу и трогательному человеку Григорию Померанцу.

С интересом и трепетом ждал отклика на повесть, так как допустил там весьма дерзкие решения (по сравнению с Евангелиями...) Отклик был, как обычно, неожиданный! - "Такого Иуды ещё не было в трактовке евангельского сюжета". - Ещё бы! Рисовал-то я с натуры!

Я был воодушевлён..."

Известно библейское установление о том, что всё происходящее в мире является осуществлением замысла Всевышнего.

О Божественном предведении и предопределении читаем в книгах Ветхого Завета: "Знаю, что Ты всё можешь и что намерение Твоё не может быть остановлено" (Иов 42:2); "Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах..." (Пс. 134:6); "В полу бросается жребий, но всё решение его - от Господа" (Притч. 16:33).

В дополнение к изложенному отмечу, что интерес к личности Иуды существенно оживился в связи с публикациями апокрифа "Евангелие от Иуды", в том числе и на русском языке {"Евангелие от Иуды. По Кодексу Чакос" / под ред. Родольфа Кассера, Марвина Мейера, Грегора Вюрста; пер. с англ. Игоря Бочкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 47[1] с.}. В аннотации к указанному изданию говорится: "Утерянное более полутора тысяч лет назад апокрифическое Евангелие от Иуды было найдено в пустыне на территории Египта. Национальное географическое общество подвергло ветхий папирус скрупулёзнейшему исследованию: химики на основе новейших методов подтвердили возраст находки, а лингвисты и историки провели текстологический анализ, установивший его подлинность. После этого отпали любые сомнения в исторической и религиозной ценности документа".

Благодарю Станислава Подольского за повесть "Учитель и другие", за глубокие размышления, облечённые в форму художественной прозы и ритм современного свободного стиха. Композиция рассказа, динамичность сюжета, образность языка повествования не останутся незамеченными читателями и почитателями творчества Станислава Яковлевича.

2020-2023гг.

 

Станислав Подольский. Учитель и другие

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 29 Jun 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: