Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница Анны Мотенко

Шарашка
Уходящая натура
Уходящая натура - 2
Когда мы были молодыми
Австрия собственными глазами
Фламенко
Мои попутчики
Встречи в пути
Один осенний день
Карточка
Ах, рифма
Письмо Н.И.Никулину
Честные стихи
О книге С.Подольского "Дождь"
О книге С.Подольского "Побережье"
О книге Сергея Смайлиева "Между небом и землей"
О книге "Санаторий им. A.M. Горького РАН в Кисловодске
О Малине Узденовой
О книге Г.А.Гузенко
О "ЛК"-34

Памяти поэтессы Анны Мотенко
"Литературный Кисловодск", N57 (2015г.) и N69 (2019г.)

Анна Мотенко

УХОДЯЩАЯ НАТУРА

"Уходящая натура" выражение, используемое при съемках кинофильмов, когда необходимо успеть запечатлеть состояние природы до того момента, пока оно не исчезло. В настоящее время так называют явление общественной, политической, культурной жизни, которые в силу разных причин уходят в прошлое, исчезают бесследно, невозвратно. В таком контексте это выражение относится и к человеку.

От былого нашего интеллигентского ореола петербуржцев-ленинградцев почти ничего не осталось. Конечно, живы еще наши старики, но их остаётся всё меньше. По большей части, население города составляют приезжие из разных концов бывшего Советского Союза. Эти люди привносят свои традиции, свои понятия о жизни в большом городе, свою культуру, а иногда - бескультурье. Сильно пострадал и наш классический "ленинградский" русский язык.

Я застала еще время, когда те самые "ленинградцы" семьями гуляли по воскресеньям по Невскому проспекту (женщины в манто и обязательно в шляпках, мужчины - в шляпах и длинных легких пыльниках; детям покупали сахарные петушки на палочке), часто ходили в театры, в Филармонию. В Филармонии более всего предпочитали слушать музыку Чайковского и любимого Шостаковича, которого особенно уважали за его Седьмую "Ленинградскую" симфонию, исполненную впервые в блокадном Ленинграде. Музыкой этих двух композиторов ежегодно 4 сентября открывала сезон Ленинградская Филармония. Исполнитель - Большой симфонический оркестр Ленинградской Филармонии под управлением великого дирижера Евгения Мравинского. Билетов на сидячие места было не достать. Занимали очередь за входными билетами, и весь концерт слушали стоя, приткнувшись к мраморным колоннам. До сих пор перед глазами стоит образ типичной пожилой семейной пары постоянных филармонических слушателей: муж в черном костюме, белой рубашке с галстуком и с непременной партитурой в руках, чтобы по нотам сверять правильность исполнения музыкального произведения с тем, каким его видел сам композитор, жена - в черном строгом платье с белым кружевным воротничком и уложенной на голове седой косицей. Но, большую часть слушателей все же составляла молодежь.

Среди множества театров были два самых любимых - это Кировский театр оперы и балета (бывшее и уже нынешнее название театра - Мариинский), а так же Большой драматический театр ("БДТ"). В Кировский все ходили на балеты Чайковского (Лебединое озеро, Щелкунчик и Спящая красавица). Главным балетмейстером работал Константин Сергеев, танцевали Марис Лиепа, позже Михаил Барышников. В опере пел Борис Штоколов. Это были любимчики ленинградцев.

В БДТ режиссером был Георгий Товстоногов, и все постановки без исключения пересматривались неоднократно. А какие в театре были актеры! Зинаида Шарко, Инна Макарова, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили.

Наступила "Оттепель" и город встрепенулся. Вспоминается, как само собой разумеющееся, джазовая жизнь города: действовал замечательный джаз-клуб "КВАДРАТ", играли замечательный ансамбль "Ленинградский диксиленд", ансамбли под руководством Геннадия Гольштейна (одинаково виртуозно игравшего джаз на саксофоне и музыку барокко на флейтах) и мультимузыканта Давида Голощёкина, владевшего профессионально дюжиной инструментов.

Из теперешней, уже "уходящей натуры", иногда вдруг промелькнет интересный персонаж или услышится любопытная фраза. Кое-что попробую вспомнить.

Из-под арки дома выходит пожилая дама в потертой шляпке и заштопанных ажурных перчатках. Ведет на поводке старенькую собачку неопределенной породы. Собачка, выйдя на тротуар, останавливается, не зная, в каком направлении им обеим следует идти. Дама ей говорит - направо. Собачка не поняла, а скорее всего, по старости, не расслышала. Тогда дама повторяет строго и громко - я сказала направо! Собачка поворачивает направо, и они вдвоем медленно шествуют по тротуару.

Голодные восьмидесятые. Зима. Длинная очередь стоит за мороженой рыбой. Продажа осуществляется на улице, с ящиков. Подходит дама, спрашивает, какую рыбу продают. Из очереди отвечают - треску. "Не может быть, - отвечает дама, - у неё лицо не трески".

В старшем классе со мной училась красивая и умная девочка Таня. Она, как и многие тогда, жила в многокомнатной коммунальной квартире с большим количеством жильцов. В одной из комнат, примыкающей кухне и предназначавшейся ранее для прислуги, жила бывшая хозяйка всей этой квартиры. После революции её семью "уплотнили", переселив в эту комнату. Про таких как она было принято говорить "из бывших". Старушка была из дворян, имела хорошее образование и знала в совершенстве французский язык. Родители Татьяны работали, и старушка присматривала за Танюшей, обучала хорошим манерам и французскому, за что те её подкармливали.

В научно-техническую библиотеку заходит робкая первокурсница и просит учебник по теории вероятности Вентцель. Учебник не нашелся, все экземпляры разобраны. Воспитанная родителями и школой девчушка обращается к библиотекарю: - "Нет ли каких ни будь других произведений этого писателя?"

В троллейбус с трудом входит пожилая дама. Все места заняты - конец рабочего дня. Другая пожилая дама встает и уступает своё место вошедшей. Та садится и обращается к даме, уступившей место: "Я Вам очень благодарна, но почему Вы уступили мне место? Вы ведь тоже немолодая" - "Что поделаешь - ленинградское воспитание!" - отвечает уступившая.

В трамвае: "Вы слышали, сахарный песок подорожает" - "Откуда Вы знаете?" - "Одна интеллигентная дама в очереди сказала".

Библиотекарь Инна Ивановна, моя бывшая сотрудница, интеллигентная ленинградка, получила наконец по городской очереди отдельную квартиру (тогда еще существовала такая очередность). Прожив вдвоем с мамой большие годы в жуткой коммуналке, пережив там блокаду и похоронку отца, наша Инна Ивановна была счастлива переехать в новую квартиру. Но её пожилая мама долго не могла привыкнуть к отдельной квартире. Так одиноко ей было целый день, покуда не возвращалась с работы дочь. Не с кем было поговорить, а позвонить кому-нибудь было невозможно пока в квартире не установят телефон. Когда, наконец, провели телефонную связь она тут же позвонила на старую квартиру, чтобы поговорить с бывшими соседями, услышать родные голоса. В трубке послышался хриплый голос. Пьяная буфетчица Тоня, грубо выматерившись, прокричала "Звонят тут всякие. Чего надо?". Пожилаяинтеллигентная дама положила телефонную трубку. Когда Инна Ивановна пришла с работы домой, мама встретила её в хорошем настроении и, подавая на стол "чашечку кофэ с пироженым" (так она всегда говорила), воскликнула "Боже мой! Какое счастье, что мы живем в отдельной квартире!".

  Декабрь, 2014

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 27 Nov 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: