Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Знакомясь с произведениями авторов альманаха "ЛК", опубликованных в 75-м его выпуске, поймал себя на мысли: "Большинство из них пронизаны ностальгической грустью воспоминаний о дорогих, памятных мгновениях, происшедших когда-то в жизни каждого из них".
"А почему? - рассуждал я. - Не потому ли, что большинство авторов в период между выпусками 74 и 75 номеров из-за коронавируса находились на самоизоляции". Замкнутым в стенах своих домов, дач, квартир, лишённым общения с друзьями и коллегами, перед ними встала проблема - чем себя занять. Для каждого из них остался единственный источник общения - это собственная память. И вот уже общение с ней даёт свои результаты...
"Кажется, что мне снова шестнадцать лет. От его солнечной улыбки щурюсь, как от солнца", - такими словами начала своё повествование Надежда Прохорова. Подумала-подумала и продолжила: "Мозг такая удивительная штука, столько мыслей генерирует и главное, так последовательно получается в голове. А попробуй взять ручку или сесть за компьютер, ни строчки не получается написать. Вот если бы мысли сами собой печатались, я бы уже точно создала бестселлер...А вот если бы взять да на окне писать то, о чём думаешь. Роман на стекле! Это же круто и так красиво!"
Не знаю, как насчёт романа, вот новеллу с названием "Роман на стекле" Н. Прохорова в "ЛК" опубликовала. И довольно хорошую, наполненную философскими рассуждениями о жизни и о любви.
Игорю Малявкину припомнилась история о несостоявшейся любви. Правда он оформил свой рассказ "Запах дыни" как исповедь своей избранницы. И это у него получилось настолько пронзительно искренне, что читаешь и чувствуешь, как мурашки бегут по спине.
Александр Квиток, растревожив анналы своей памяти, забитые множеством интересных мгновений из жизни геологов, вдруг задремал, и ему снится сон.
"Приснились, - пишет он в новелле "Любовь с первого взгляда", - женщины: красивые, обаятельные, артистичные... Такой сон запишу с удовольствием!" Получилась у Александра хорошая новелла. "Позвонил приятель, рассказывает он, - и предложил подработать в театральной студии..." Суть работы в том, что надо постоять один час, а мимо будут проходить девушки (студентки театральной студии) и отрабатывать эффективность своих влюблённых взглядов. Преподаватель Алла Константиновна показала, как это нужно делать. "Она прошла, - пишет автор, - молодой лёгкой походкой, в меру качая бёдрами, а уж взгляд... это была сплошная и невероятная нежность, отчего я даже немного смутился и мысль такая мелькнула: "Да разве может меня, старого хрена, полюбить такая красивая женщина? Но я в неё влюбился по-настоящему..." "Изобилие красоты меня утомило. Я сел на жёсткое кресло в углу павильона, закрыл глаза и задремал. Предо мной проплывали красивые женские лица, стройные женские фигуры. Много. Очень много! Зачем так много мне одному?
На этом вопросе я проснулся".
Но самая правдивая, обстоятельная память оказалась у Станислава Подольского. Она помогла ему воссоздать моменты общения с замечательной русской поэтессой Ириной Анатольевной Снеговой. И, как всегда у Станислава Яковлевича, эссе получилось пронзительно эмоциональным по отношению к героине эссе и широкомасштабным, правдивым по отношению к тому времени.
Он очень ёмко, с сыновней любовью рассказал о встречах с поэтессой, о её готовности принять участие в его судьбе, о её необыкновенном поэтическом таланте.
"Во-первых, Ирина Анатольевна настоящая поэтесса, у неё дар божий, - пишет автор эссе. - Во-вторых, когда невозможно было опубликовать нечто нетривиально-правдивое, она умудрилась издать свои искренние, дерзкие стихи - сразмаху, в престижных издательствах. Это для посредственности невозможно".
А вот как отозвался Станислав Яковлевич о её единственной книге в прозе: "Рассказ "Белые гольфы" - один стоит по-моему всего "Ракового корпуса" А. Солженицына. Драматизм, глубоко затаённая трагедия, поразительная человечность, яркие и точные характеры. Оторваться от повествования невозможно, хотя и жутковато порой". И далее: "Сказать по чести, кроме своей искренней горячей поэзии Ирина Анатольевна поражала меня душевной щедростью и невероятным мужеством в обстоятельствах довольно свирепого существования в советской действительности".
Автор иллюстрирует свой рассказ рядом эпизодов из той "советской действительности". И, конечно, автор эссе на ярких конкретных примерах рассказывает о бескорыстии долгой дружбы известной поэтессы и амбициозного юноши, приехавшего покорять Москву. Потом юноша уезжает на Север, но дружеская связь не прерывается - они продолжают обмениваться письмами. В1975 году Станислав Яковлевич возвращается домой, на Северный Кавказ. Путь его возвращения, естественно, лежит через Москву.
"Я с радостью, - пишет автор, - предвкушал встречу с Ириной Анатольевной: было что показать ей (у меня почти сложилась рукопись книги колымских текстов), было что рассказать... Из аэропорта звоню Ирине Анатольевне, отвечает серьёзный и какой-то окончательный мужской голос: "Ирины нет. Она умерла". На меня в мгновение обрушился потолок аэровокзала".
В целом эссе читается с интересом. Оно волнует и правдивой, откровенной исповедью автора о дружбе, и масштабностью нового взгляда на "счастливые" шестидесятые.
P.S. Я прошу извинения у авторов, фамилии и произведения которых используются в этом вольном своеобразном отклике. Это просто журналистский приём преподнести материал как-то пооригинальней, поживее.
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 28 Nov 2022