Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Рассказы из "ЛК"

Елена Довжикова. Рассказы
Юлия Каунова. Жажда
Геральд Никулин. Кисловодск, картинки памяти
Алла Ёлкина. Рассказы о Чечне
Сергей Шиповской. Айдате
Лидия Анурова. Памяти детства
Лидия Анурова. Я и Гагарин. Вечер на рейде. Сеанс Кашпировского
Лидия Анурова. Мои старики
Геннадий Гузенко. Встреча времен
Геннадий Гузенко. Батальон за колючей проволокой
Геннадий Гузенко. Судьба играет человеком
Геннадий Гузенко. Ночное ограбление
Митрофан Курочкин. Послевоенное детство
Митрофан Курочкин. Закоулки памяти
Антонина Рыжова. Горький сахар
Антонина Рыжова. Сороковые роковые...
Капиталина Тюменцева. Спрятала... русская печь
Анатолий Крищенко. Подорваное детство
Феофан Панько. Дыхание той войны
Феофан Панько. Охотничьи байки
Любовь Петрова. Детские проказы
Иван Наумов. Перышко
Георгий Бухаров. Дурнее тетерева
Владислав Сятко. Вкус хлеба
Андрей Канев. Трое в лодке
Андрей Канев. Кина не будет, пацаны!
Олег Куликов. Шаг к прозрению
Нина Селиванова. Маршал Жуков на Кавказских минеральных водах
Нина Селиванова. Медвежья услуга
Михаил Байрак. Славно поохотились
Ирина Иоффе. Как я побывала в ГУЛаге
Ирина Масляева. Светлая душа
Инна Мещерская. Дороги судьбы
Анатолий Плякин. Фото на память
Анатолий Плякин. И так бывает
Анатолий Плякин. В пути - с "живанши"
Софья Барер. Вспоминаю
Вера Сытник. Тёмушка
Пётр Цыбулькин. Они как мы!
Пётр Цыбулькин. Жертва статистики
Надежда Яньшина. Я не Трильби!
Елена Крылова. Мое театральное детство
Александра Зиновьева. Дети войны
Лариса Корсуненко. Мы дети тех, кто победил...
Лариса Корсуненко. Ненужные вещи
Сергей Долгушев. Билет на Колыму
Сергей Сущанский. Зимние Страдания
"Литературный Кисловодск", N56 (2015г.)

Анатолий Крищенко

ст. Марьинская

ДОЛЯ РУССКАЯ

Нам не хватает часто доброты
Естественной, правдивой и земной,
Как аромата луговой травы,
Что мы вдыхаем позднею весной.
Автор

Решил Санька-тракторист, что живёт рядом с Иваном Егорычем, купить у него баян. А у Егорыча недавно увели корову со двора. Вроде бы его собутыльники. Запил баянист с горя после кончины жены. Запил по-русски, без остановки. Пьянка-то круговертит, на дно тянет. А был сосед баянистом знатным. В школе-музыкалке сельской работал. Хоть и без диплома. На баяне играл как бог. Ещё сызмальства был пристроен к этому инструменту. С лёта на слух любую мелодию схватывал. Но в каждый звук обязательно добавлял свои баянные перезвоны. Любая песня приобретала свой говор: протяжный и задушевный, колокольный вроде, бесконечный и такой цепляющий. В любом звуке баянист искал и находил потаённый смысл.

- Главное, - любил повторять мастер, - напевность. Без неё песня мрёт. Не запоминается. Как пролётная птаха-пискуха.

Об этом думал Санька-тракторист. Случалось ему заглядывать в музыкалку к сыну. Сам-то не дотянул до нотной грамоты, хотя тоже играл на гармони. Всё обмозговал расчётливый Санька. Но, как толкуют в народе, кто тропинку просекает, тот по ней и плутает. Всё учесть невозможно. Обязательно в любом деле выпрыгнет на твоей тропке незапланированная блоха. Кусать начнёт тебя. И сколько ни чешись, сколько ни матерись, дело твоё, милок, к прогару идёт. Но иногда эта закавыка блошиная и на пользу идёт. Об этом не берутся судить люди. Но исстари догадываются и опасаются такой закавыки блошиной. Потому, где гладко и сладко вначале, опосля горько и очень погано бывает.

У Саньки такие передряги вроде не случались. Крепко думал он, прежде чем расстаться с мозолистой деньгой. Вот и на этот раз дальновидный тракторист, как перед пахотой весенней, все гаечки и болтики в своём мозгу подкрутил для крепежа-расчёта. Покупка - дело серьезное. Баян, поди, не каждую неделю на базаре покупаешь. Баян - это ж не только музыка. Это сама жизнь. Её песня, родимая да горемычная, знакома каждому русскому. "Одним словом, баян купляется не для жиру, а для души, - думал Санька. - Душа-то, она что? Потёмки..."

Но из этих, никем и никогда не раскрытых, сумерек души нарождается у человека свет, дарующий мечты и надежды. А надежда, как считал тракторист, это не телеэкранная брехня о богатстве нефтяников. Это - вечно юная зоренька на покосном жнивье житухи-бытухи, где в горьких ковылях печали всегда радостно поют перепела да разбойничьи посвистывают юркие суслики.

Размышления Саньки прервала беспокойная догадка: а не продал ли уже сосед свой баян? Со злостью подумалось: "Куй железо, пока горячо". В беспощадности хлеставших слов вспоминалась формула, памятная с босоногого детства: "Жадность фраера губит". Хотя Санька не считал себя фраером, потому что никогда не блатовал, а работал и работал. Поэтому деньгами не шиковал. Догадка въедливо сверлила висок. Саньке стало даже душно, в пот бросило. С болезненным сожалением вспоминался наказ баяниста, настойчивый такой наказ, чтобы он, родной отец, не пожалел денег на покупку баяна для сына Витюхи. Наказ Иван Егорыч дал давно, когда ещё работал в музыкалке. Сейчас музыкалку прикрыли. Дети гоняют по улицам консервные банки, свирепеют, дерутся, подражая бандитским экранным разборкам.

Сосед-баянист остался, считай, без работы. И запил. То ли от горя, а может быть, ещё от чегото. Но иногда с его подворья доносились такие переливы баянные, что сын Витюха вмиг замирал: учился ведь этому делу. Столбенел сын. Да что сын! Птицы замолкали, будто вслушивались в дивные звуки. Выходило, признавали соседа за своего - певчей птицей в природном оркестре. Да что птицы! Весь край знает соседа-баяниста. Поют его песни по станицам и хуторам. Было это вроде давно, а вроде недавно.

Санька на взлёте оборвал горькие мысли, потушил сигарету о твёрдую, словно подошва, ладонь. Закрыл капот старенькой машины и вслушался в озорные крики пацанов. С улицы доносилось:

- Пьяница, пьяница.

Саньке сердито подумалось: "Опять эти "футболисты" со своей хреновиной - консервной банкой!" Сердитые мысли тракториста перебили повторные крики пацанов:

- Пьяница, пьяница, пьяница! Нет лица, нет яйца - пьяница.

- Витька, ходи сюда! - перекрывая пацанов, заорал Санька.

- Ну чего? - заглядывая в калитку, спросил сын.

- Калитку закрой и топай сюда! - Ты не нукай, я тебе не конь, - вскользь стукнув по затылку сына, строго сказал отец.

- А чего? Я всё сделал. У коровы почистил, и у кабанов тоже.

- А счас банки консервные гоняете по улице! В эту хреновину-"пьяницу" играете?

- Ну и чего? Это ж наша игра в футбол, понял? А банка не от консервы, а от пива, понял? Вы пьёте, а мы играем. Кайфовая игра! Проигравший становится пьяницей.

- Слыхал-слыхал, ты мне баки не забивай.

- Я не забиваю. Я играю в футбол.

- Нет, сынок. Это игра дурошлёпов в консервные банки, - усмехнулся тракторист, продолжая:

- И удумали - пьяница. Не возникай! Не перечь! От твоей консервной пьяницы вся обувка горит. Не накупляешься.

- А ты купи футбол, чтоб не горела.

- Ишь, чего захотел, - отец нарочито опять замахнулся на затрещину, но сын, ловко увильнув, перехватил руку. Отец с ходу отреагировал. Сбив сына подножкой, насмешливо сказал: - Не так надо. Говорил же тебе, балбес, и показывал.

- Так я...

- Заглохни. Ты уже битый, - протянув руку сыну, с силой дёрнул его так, что Витюшка взлетел и мягко опустился на землю. Санька нарочито строго отчеканил: - Футбол я тебе не куплю! А баян у соседа, пожалуй, того.

- Да ну, ты в натуре? - с сияющими глазами проговорил пацан.

- В натуре, сынок, в натуре. Пойди, парад свой смени. Капот помой, чтобы фары светились. К соседу пойдём.

- Счас, я мигом. У Егорыча баян - клад, а у меня хрипун дырявый! - и убежал.

Сидят отец с сыном в доме у Ивана Егорыча. Хозяин не спеша, с особой любовной осторожностью открывает добротный старинный футляр и, поглаживая баян, говорит:

- Это камертон души. На семи звуках этот инструмент передаёт все страдания и радости человека. А соединённые в мелодию эти, от Бога, звуки передают и горе, и радость. - Баянист пробежал по клавишам, выводя что-то знакомое Витюхе. Подмигнув, спросил у мальчонки:

- Узнаёшь?

- А как же. Это "Слепой дождь". Мы ж в оркестре его играли.

- Было дело, - со вздохом сказал баянист. - Вот здесь - капли, - проиграл. - А вот здесь - сияние солнца. А здесь - пение птиц. Так получился "Слепой дождь".

- Но он совсем-совсем не слепой.

- Почему? - лукаво спросил баянист.

- А весело вроде. Птицы-то поют, и солнце светит.

- Это хорошо, когда солнце и птицы поют, - вздохнул хозяин. - "Кузнечика-попрыгунчика" помнишь?

- А как же!

- На, - передал баян Витюхе. - Играй и "Кузнечика", и "Дождь", да так, чтобы солнце сверкало.

Витюха с удовольствием играл. Иван Егорыч, задумчиво поглядывая в окно, сказал:

- Мелодии все от природы берутся. А слух у вашего сына - что надо, музыкальный. Пальцы под баян сделаны, чувствительные.

Витюха закончил играть и вопросительно посмотрел на хозяина. Тот, положив руку на голову пацана, спросил:

- Ну что, "Кузнечика" осилил?

- Да вроде бы...

- Осилил, осилил. В одном месте немного сфальшивил. Но это исправимо. С таким старанием и с таким баяном, может, и "Клубничку" сочинишь. В оркестре, помнишь, пробовал?

- Не хочу "Клубничку"! - заорал пацан.

Отец, хлопнув сына по затылку, строго спросил:

- Ты чего орёшь?

- Не хочу "Клубничку". Надоела на грядках. Лазишь за нею целый день, спина болит и ноги не сгибаются.

- А что, ты один такой? - спросил отец. - Вся станица рачкует, как негры на плантации. Оттого и выживаем.

- Не хочу.

- А жить хочешь? - спросил баянист.

- Хочу, - ответил Витюшка.

- То-то. И я хочу. И твой отец хочет. И вся Россия хочет. Потому и копаемся. Доля наша такая, доля русская. Дай-ка баян. - Тихо наигрывая, рассуждал вслух: - Ты меня прости, мой старый друг баянушка. Не хотел я тебя продавать, но, сам знаешь, крыша течёт. А ты, мой друг, можешь заболеть, занедужить. Хворый - что человек, что инструмент, - песню не вытянет. Да ты не печалься. Я тебя в надёжные руки передаю. В гости приходить буду. Мы друг друга слышать будем. Здесь недалеко, через дорогу. Что поделаешь, такова наша доля. - Сменив мелодию, неожиданно запел:

Доля русская, доля грустная,
Доля горькая, как полынь.
Доля-долюшка, наше ты горюшко,
Но куда ты судьбину ни кинь,
Всюду вертится мать-кручинушка:
Широта, беда без краёв.
Многомерна наша былинушка,
С нею до смерти мы живём.
Если выживем, то не помрём.
Если-еслюшки доживем.

Последний звук, как крик птицы подстреленной, резко оборвался. Сняв баян, тихо сказал:

- Не могу дальше.

Наступила долгая тишина. Санька-тракторист, кашлянув, чтобы сбить ком в горле, сказал:

- Не-е, мы. того, с Витюхой баян куплять. того, не станем. Нельзя душу покупать. Правда, сынок?

- Ага, - с пониманием глубокомысленно согласился пацан.

- Это как же так, как же так, - растерянно проговорил Егорыч. - Я же вам почти задаром, по соседству.

- Нельзя, - тихо возразил Санька. - Грех. А деньги - вот, на шифер, возьмите. Мы с сыном купить и привезти подсобим. И крышу гуртом. того, накроем.

- Тогда деньги-то за что? - озадаченно спросил баянист.

- А деньги, они. того, за учёбу, значит, наперёд. Предоплата, значит. Капиталистическое словцо. Рыночное, бляха. Мериканское, шельма. Но мы-то в селе ещё не все душу продали. Так-то.

- Ах ты, мать честная. Ну, вы даёте, - тихо произнёс Егорыч.

- А вы? - еще тише выдохнул Санька-тракторист. И не досказал. Не смог. Потому что недосказанность исстари на Руси имела, да и сейчас еще имеет особый смысл. Её, недосказанность, нельзя вложить ни в какие облигации и банковские кредитки, потому что она несёт свой потаенный смысл. И пока эта недосказанность сидит корнями внутри русского человека, его не согнуть ни социализмом, ни капитализмом, ни рынком.

Особым, совсем не свойственным ему голосом, Санька спросил:

- Песня-то ваша?

- Моя.

- Так что ж вы её не запущаете?

- Да вроде бы она ещё в рабочем состоянии. А если честно, то опасаюсь.

- А чего опасаться? - спросил тракторист.

- Да того самого воровства. В школе-то меня не раз обворовывал коллега Безымян. Слыхал про такого дельца?..

- Да вроде бы.

- Вот потому и не хочу её нигде показывать. Везде, знаешь, по всей стране есть ворюги-безымяны-дельцы и их помощники. А когда тебя грабят ближние, ох и больно бывает. Я чуть не свихнулся, когда украли мою песню. У всех на глазах. А песня-то в лидеры выходила на смотре. Стащил её Безымян и играл по всему краю. Да и сейчас играет как свою. Если корову украли - это грабёж. Когда ж воруют дух твой - это убийство.

- Морду надо бить, - сказал Витюшка.

- Правильно, - подтвердил отец.

- Так всем безымянам-дельцам не набьёшь. Их по России - как перекупщиков развелось.

- Крысы они все амбарные, а не люди, - изрёк Санька.

- Эт точно, - согласился баянист и тихо заиграл знакомую мелодию. Так же тихо спросил у мальчонки: - Ну что? Начнем?

Витюшка кивнул головой, принимая баян из рук мастера. Заиграл с переливами, импровизируя "Кузнечика". Всем казалось - и отцу, и баянисту, и особенно Витюхе, - что они видят этого кузнечика прямо на травке, в солнечной мелодии. Отец даже хотел что-то сказать, но стыдливо отвернулся. Кашлянул. Махнул рукой...

 

Анатолий Крищенко. Подорваное детство (рассказ о послевоенном детстве)

Анатолий Крищенко. Памятные встречи с отцом Александром (рассказ о священнике из станицы Марьинская)

Анатолий Крищенко. Дуськина соль (рассказ)

Анатолий Крищенко. Быть услышанным (О "Литературном Кисловодске" и о стихах С.Я.Подольского)

ВАДИМ ПАНКОВ. В ожидании чуда... (Анатолию Крищенко - 75 лет)

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 31 Dec 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: