Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
С большим удовольствием прочитал "Мапу". Станислав Яковлевич Подольский написал еще один мастерский рассказ. Образ учительницы немецкого языка Марии Павловны Ястрежемской: "...тихая, робкая, крайне вежливая..." - воплощенная интеллигентность "дореволюционной" русской атлантиды... Неугасимым ореолом погибшей европейской культуры, скрытым источником света знания и духовности согревает эта безвестная подвижница мрачноватую, жестокую компанию школьников послевоенного времени... И явно этот светильник живой памяти озаряет всю жизнь главного героя - чрез те несколько уроков немецкого по "Маленькому Муку", данных лично ему, одиннадцатилетнему сорванцу, Мапой у неё дома в комнатке, превращенной доброй хозяйкой в волшебное пространство еще одной, не дошедшей до нас, сказки Вильгельма Гауфа...
С её благословения любовь к этому автору, к его маленькому отважному и находчивому герою, к этой стране - колыбели последних веков Романтизма, классической музыки, горной философии, поэзии на самом лиричном языке Западной Европы осталась в сердце мальчишки навсегда!..
Сила воображения, богатство памяти, живописность подробностей, сказочность, легендарность, фантастичность - вот характерные свойства прозы Станислава Подольского, из которых складывается его писательский метод: "поэтический реализм".
Взять хоть новеллы последних лет. Например, "Слугу". Актриса Грета - Смеральдина в спектакле Карло Гольдони "Слуга двух господ", "юная сирийка... стройная, миниатюрная брюнеточка с непроглядными - в пол-лица - глазищами..." в конце концов, улетает прямо из гримёрки, с разбитым сердцем от несчастной любви, в распахнутое окно, превратившись в иссиня-черную галку, - на юг, на родину, в Сирию... в Ассирию!..
Или вот такая вещь: новелла о мастере ювелирного искусства - с натурой артиста и наследственного мудреца, словно бы родного брата славного мастера волшебных игрушек Дроссельмайера из Гофманова "Щелкунчика". Поэтичный рассказ о сотворении магической броши для золушки-принцессы по имени Надежда напоминает нам, что истинная жизнь - это сказка... Финал истории о старом ювелире, превратившем своим талантом нежную, порывистую славянскую девчонку в царевну Лебедь - прост, как всё гениальное: "Игорь Израилевич был наконец совершенно счастлив..."
Новелла "Ювелир" словно бы вступает в диалог с "Неведомым шедевром" Бальзака, утверждая такое служение художника своему призванию, когда увенчивается его жизнь-трагедия катарсисом, а не безблагодатным концом - наказанием за творчество, не адресованное человеку.
30.12.2022
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 24 Apr 2023