Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Добрый день, Станислав Яковлевич!
Хотя я не вполне осмеливаюсь как-то комментировать Ваш роман "Облачный стрелок", но решилась все же на это. Прочла роман два раза, буду читать ещё, ибо не всё так просто "в английском королевстве". Нужно же кое-что уяснить в этой "запутанной истории". Бывают детективы, где "шпион" занимается каким-то определенным делом (взорвать склад или выкрасть документ и проч.), а здесь не скажешь сразу, что за дело у Даниэля. Но вот на стр. 50 он определяется: "участвовать, но не убивать". Во Вьетнаме он удивляется - "зачем здоровенные парни из далекой Америки явились в миниатюрный мир лесной страны?" (с.42).
Сколько преображений, перевоплощений: Митя Ильин - Данила, Даниэль - Донатос. Кто он, откуда? Все это один человек? На стр. 53 из его прошлого узнаем: "драка, тюрьма, ринг, вербовка, Иностранный Легион, разведшкола". Это его путь? Где-то назван концлагерь. Всё это я пишу для собственного уяснения лица героя романа. А то он так мастерски запутывает следы, что не уследить за ним. Не хватило моего воображения раскусить роль Дмитрия Ивановича Шварца - пенсионера, бывшего бухгалтера. Кто он на самом деле, только лишь для того, чтобы Даниэль смог (случайно) воспользоваться его документами и в очередной раз ускользнуть совсем в другом направлении (на Воронеж). Счастливая случайность в аэропорту? (К концу повествования выясняется, что это действительно так).
"Облачный стрелок" - очень своеобразный роман-детектив, без какого-то одного определенного "дела" (задания) героя. Основное в сюжетной линии романа (независимо от конкретного содержания) - его гуманистичность. Неважно (и даже не совсем ясно), чем конкретно занимается герой, какова его цель (в стане ли противника он?) - он наблюдатель. В своих донесениях он обрисовывает атмосферу жизни людей, их настроение (может быть, такую задачу ему никто и не ставил). Но самое важное - он руководствуется добрыми намерениями. В силу своих человеческих качеств он не может пройти мимо плачущего ребенка, не поддержать пострадавшего, не починить крыльцо. Он просто такой. И, может быть, именно поэтому, по замыслу автора, он исчезает, "испаряется" в дымке "костерка" - ибо таких, как он, не бывает. Он как мираж. Появляется из неизвестности и исчезает в небытии. Хотя дух его где-то витает. Так же как он появлялся вдруг там и тогда, где без него кому-то было плохо - он появлялся в нужный миг, свершал свое благое дело, и опять нет его. В конце концов неважно, кто он и откуда, важно какую миссию он выполняет.
А все эти напоминания о катастрофе государства, черных днях страны - лишь факты действительности, чтобы люди осознали несправедливости жизни, смогли как-то хотя бы защититься (пусть не противостоять) и остаться невредимыми, а лучше бы счастливыми. Не напугать ужасами, а открыть глаза читателюнароду. В этом видится гуманистическая миссия героя - делать добро, и мысль самого автора романа (если я правильно поняла замысел).
И вот что удивительно. Так же, как уже говорилось Г. Камским ("ЛК", N63, май 2017 г.) о Ваших стихах, что Вы умеете остановить мгновение и в подробностях рассмотреть этот миг вечности, здесь Вы сами говорите о миге счастья в жизни героя, о крике его души "мгновение, остановись!" (стр. 104), чтобы продлить это ощущение счастья, перенести его в вечность. Автор попутно с развитием сюжета вплетает в него тему морали, философию жизни вообще. Обращение его к философам Востока подчеркивает эти намерения автора, подтверждает их осознанность, а не случайность.
Станислав Яковлевич, Ваш роман мне показался очень интересным именно своей таинственностью, необычностью. И еще, чего никак не отнять - даже во всей сложности разворачивающихся событий никак не упускаете повода полюбоваться природой, светом неба, закатов, воздушными облаками, нежностью полевых цветов, замечаете такие "мелочи жизни", как "бормочущие колесики чемоданов" (стр.29) и др.
Не могу умолчать и о Вашем искусстве особым образом пользоваться словом. Вы умеете увидеть в них глубинный смысл, который мы не замечаем. Так, расшифровываете: "со-кровища" - сродни и пахнет кровью, "небеса" - там, где не бесы. Это, наверное, особое, профессиональное отношение к слову, к его значимости (а не пустословию, как это бывает у нас в жизни).
Простите меня великодушно, если я чего-то недопоняла в Вашем романе, не только по его сути, но и в сюжете. И еще прошу извинить, что пишу беспорядочно, ничего не причесывая, зато искренне. Пишу по мере прочтения книги, вновь возвращаясь к каким-то непонятным местам. Сама себе повторяя содержание, как будто хочу рассказать Вам о Вашем сочинении.
А в самом конце, в Эпилоге, приходит утешение - автор признается, что он не властен над сюжетом, что роман жил своей, независимой жизнью, не подчиняясь авторскому замыслу, который как бы скользил сам по себе между строк романа.
Очень все интересно и непросто.
С уважением, Г. Маркова
Март 2018 г.
Станислав Подольский. Облачный стрелок
О романе С.Я.Подольского "Облачный стрелок"
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 9 Oct 2022