Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "ЛК"

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Страница "Литературного Кисловодска"

Стихи из "ЛК"
Избранные стихи авторов "ЛК"
Стихи из "ЛК" (авторские страницы)
Рассказы из "ЛК"
Поэмы из "ЛК"
краеведческие и Биографические очерки из "ЛК"
Литературоведческие очерки из "ЛК"
Непрочитанные поэты России
Полемика о "ЛК"

Страницы авторов "ЛК"

Светлана Цыбина
Светлана Гаделия
Александра Полянская
Анна Мотенко
Юлия Чугай
Наталья Рябинина
Игорь Паньков
Геннадий Трофимов
Лев Кропоткин
Май Август
Сергей Смайлиев
Иван Аксенов
Иван Зиновьев
Давид Райзман
Василий Помещиков
Лидия Аронова
Галина Маркова
Тамара Курочкина
Валентина Кравченко
Ирина Бжиская
Наталья Филатова
Иван Гладской
Надежда Прохорова
Андрей Канев
Иван Наумов
Александр Квиток
Маргарита Самойлова
Станислав Подольский. Стихи
Станислав Подольский. Проза
Ст.Подольский. Новочеркасск 1962
Евгений Сычев. Чукотские истории
"Литературный Кисловодск", N34 (2009г.)
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Софья Барер

Ставрополь

КАПЛЯ МЁДА

На Ставрополье проживало и проживает немало художников-армян. Это Р.С. Арустамян и А.Б. Авакимян из Кисловодска, Г.А. Киракозов из Ставрополя, скульптор Г.В. Курегян, здесь жил и работал народный художник РФ К.Г. Казанчан и многие другие художники. Талантливые, темпераментные, они подарили Ставрополью много замечательных полотен, посвященных ландшафтам нашего региона, труду рабочих и колхозников, интеллигенции, воспели красоту наших мест. Посвятив свое творчество региону юга, они все же редко обращались к жизни своего этноса.

В 70-х годах у нас появился оригинальный смелый художник Юрий Арамович Багдасаров, который открыто позиционирует себя как бытописатель Кавказа. Он рисует и пишет армян, живущих на Северном Кавказе, а кроме них грузин, осетин, евреев. Кавказские мотивы в его творчестве являются доминирующими. В одной из статей о нём приводится его высказывание: "Меня всегда восхищало трудолюбие нашего народа, который строился на таких крутых холмах, ставя свои каменные дома... Я рисовал этих тружеников, с ними был, и считаю себя бытописателем наших небольших городов Кисловодска и Пятигорска. Своих героев я рисовал с чистой душой, искренне, как я умею, и они считают меня своим художником, а это для меня главное".

Ю.А. Багдасаров, сын электрика Арама Карапетовича Багдасарова закончил в 1973 г. Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. На протяжении 15 лет совершенствовал своё мастерство в ведущих домах творчества России, таких как "Челюскинская", "Сенеж". Ученик классика советской гравюры в области портрета Юрия Могилевского. РХУ дарит Ставрополью уже полвека оригинальных и талантливых мастеров. Возможно, не случайно в этом училище преподавал талантливый художник Т.Ф. Теряев, учившийся вместе с М. Аветисяном у Мартироса Сарьяна. Пылающие краски Закавказья донеслись до Ростова и пришли к нам на Ставрополье. Багдасаров работает в станковой графике и книжной иллюстрации - он оформил до настоящего времени 20 книг, втом числе Кавказские поэмы Лермонтова, "Каплю меда" Ованеса Туманяна, рассказы А.Айвазяна, У.Сарояна, Ф.Искандера, пьесы Г.Сундукяна, народные сказки и многое другое.

В основе творчества Ю.А. Багдасарова лежат детские и юношеские впечатления от жизни в армянской диаспоре в Кисловодске. В Ставропольском музее изобразительных искусств хранятся несколько его жанровых листов: "Хищники", "Пильщик Ованес", "Дворник Сако", "Пасхальный барашек", наполненные юмором, гротеском, они выполнены в манере шаржа, исполнены доброй усмешки, лирики. Прием гротеска- основной прием мастера. Глаза его армян слишком велики, носы слишком выдаются на лице, усы слишком топорщатся, у его армянок слишком велик бюст, слишком тонка талия. Так он видит свой народ. Сейчас серия его работ выставлена в выставочном зале Союза художников. Забавные армяне собрались возле блюда с огромной свиной головой, армянин в шароварах с тонкой талией, перепоясанный кушаком, несет на голове свою красавицу жену, и многое другое - все из жизни своего народа. Он представляет национальную школу графики.

Программной в творчестве Багдасарова явилось оформление книги Ованеса Туманяна "Капля меда" в 1997 г. Эта книга ратует за мир на Кавказе. В эпилоге книги Ованес Туманян спрашивает:

"Откуда и за что сосед,
На нас свалилось столько бед?
И поле некому косить,
И мертвых некому носить,
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой..."

Эта книга участвовала на международной выставке детской книги в Братиславе на БИБ-99.

Книга эта оформлена остроумно, изобретательно наполнена выдумкой, знанием национальной одежды.

В несколько ином ключе художник решает оформление Кавказских поэм М.Ю.Лермонтова, вышедших в издательстве МИЛ в 2008 г. Образы Тамары и Демона наполнены лирикой, состраданием. Её фигура как символ кавказской женственности изобретательно скомпонована с горами, мрачным ликом демона, взирающего на неё с небес. Большой экспрессией наделены образы Мцыри, Измаила, Росламбека. Здесь художник прибегает к смелым композиционным приемам, жонглирует острой геометрией рисунка гор, горцев, прибегает к ярким, насыщенным цветам.

Маленьким шедевром можно назвать последнюю работу Ю.А. Багдасарова - оформление книги Агаси Айвазяна "Евангелие от Авлабара", изданной московским издательством "Рослин" в 2008 г. Багдасаров делает город Тифлис {1} с его районом Авлабаром, где жили армяне, главным героем книги. Главными героями становятся наряду с самими армянами и самовар, стоящий на столе, и мост, построенный богачом Мнацакановым, и громоздящиеся на высотах дома тифлисцев с балконами, часами, подсвечниками, петухами и летящими в небе фаэтонами. Город становится сказочным живым существом, ведущим свою загадочную и бурную жизнь.

Здесь косоглазый каменщик Глахо, который, сидя в тюрьме, мысленно застраивает разрушенные города армян Ани и Эрзерум. Здесь наивная пожилая армянка Машо - дочь генерала Берсегова кормит четырех проходимцев разных национальностей, потому что верит, что они её племянники. Её Багдасаров нарисовал как старуху, держащую на голове плетенку с мошенниками. Здесь и Шушаник, которая вместо детей рождает их души. Сам Авлабар, пропахший тархуном, вином и корицей, где в каждом квартале есть своя церковь и своя блудница. Багдасаров размещает своих героев на полях, разворотах, в заставках. Поэтические рассказы А.Айвазяна чем-то похожи на рассказы Шолом-Алейхема, а армяне, танцующие в небе со своими невестами, очень напоминают образы влюбленных Марка Шагала. Они полны поэзии и надежды. Ведь взлететь на седьмое небо хочется всем.

Большую часть творчества Ю.А. Багдасарова составляют портреты. Они изданы как наборы открыток, чаще всего в технике линогравюры.

Это художники П.Пикассо, М.Шагал, М.Сарьян и Н.Пиросмани, писатели и поэты Р.Гамзатов, А.Пушкин, Л.Толстой, Б.Окуджава, А.Исаакян. Из какой-то таинственной тьмы выступают лица знаменитых людей. Будто лунные блики освещают их черты - резкие, неожиданные. Они возникают из ничего и уходят в ничто, оставляя нам свои талантливые произведения. И в этом приеме мастера есть какой-то скрытый философский смысл. Он как будто хочет сказать, что это светочи, возникшие из космоса, чтобы осветить нам путь.

Творчество художника в расцвете. Он много работает, известен в России, за рубежом, в Москве была его персональная выставка. Его картины хранятся в музее народов Востока, в армянских музеях, в кабинете гравюры Дрезденской галереи, в музее гротеска в Габрове, в Ставропольском музее изобразительных искусств. Его творчество и общественная позиция заслуживает не только одобрения, но и подражания.

 

Страница "Литературного Кисловодска"

Страницы авторов "Литературного Кисловодска"

 

Последнее изменение страницы 5 Sep 2024 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: