Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
На Ставрополье проживало и проживает немало художников-армян. Это Р.С. Арустамян и А.Б. Авакимян из Кисловодска, Г.А. Киракозов из Ставрополя, скульптор Г.В. Курегян, здесь жил и работал народный художник РФ К.Г. Казанчан и многие другие художники. Талантливые, темпераментные, они подарили Ставрополью много замечательных полотен, посвященных ландшафтам нашего региона, труду рабочих и колхозников, интеллигенции, воспели красоту наших мест. Посвятив свое творчество региону юга, они все же редко обращались к жизни своего этноса.
В 70-х годах у нас появился оригинальный смелый художник Юрий Арамович Багдасаров, который открыто позиционирует себя как бытописатель Кавказа. Он рисует и пишет армян, живущих на Северном Кавказе, а кроме них грузин, осетин, евреев. Кавказские мотивы в его творчестве являются доминирующими. В одной из статей о нём приводится его высказывание: "Меня всегда восхищало трудолюбие нашего народа, который строился на таких крутых холмах, ставя свои каменные дома... Я рисовал этих тружеников, с ними был, и считаю себя бытописателем наших небольших городов Кисловодска и Пятигорска. Своих героев я рисовал с чистой душой, искренне, как я умею, и они считают меня своим художником, а это для меня главное".
Ю.А. Багдасаров, сын электрика Арама Карапетовича Багдасарова закончил в 1973 г. Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. На протяжении 15 лет совершенствовал своё мастерство в ведущих домах творчества России, таких как "Челюскинская", "Сенеж". Ученик классика советской гравюры в области портрета Юрия Могилевского. РХУ дарит Ставрополью уже полвека оригинальных и талантливых мастеров. Возможно, не случайно в этом училище преподавал талантливый художник Т.Ф. Теряев, учившийся вместе с М. Аветисяном у Мартироса Сарьяна. Пылающие краски Закавказья донеслись до Ростова и пришли к нам на Ставрополье. Багдасаров работает в станковой графике и книжной иллюстрации - он оформил до настоящего времени 20 книг, втом числе Кавказские поэмы Лермонтова, "Каплю меда" Ованеса Туманяна, рассказы А.Айвазяна, У.Сарояна, Ф.Искандера, пьесы Г.Сундукяна, народные сказки и многое другое.
В основе творчества Ю.А. Багдасарова лежат детские и юношеские впечатления от жизни в армянской диаспоре в Кисловодске. В Ставропольском музее изобразительных искусств хранятся несколько его жанровых листов: "Хищники", "Пильщик Ованес", "Дворник Сако", "Пасхальный барашек", наполненные юмором, гротеском, они выполнены в манере шаржа, исполнены доброй усмешки, лирики. Прием гротеска- основной прием мастера. Глаза его армян слишком велики, носы слишком выдаются на лице, усы слишком топорщатся, у его армянок слишком велик бюст, слишком тонка талия. Так он видит свой народ. Сейчас серия его работ выставлена в выставочном зале Союза художников. Забавные армяне собрались возле блюда с огромной свиной головой, армянин в шароварах с тонкой талией, перепоясанный кушаком, несет на голове свою красавицу жену, и многое другое - все из жизни своего народа. Он представляет национальную школу графики.
Программной в творчестве Багдасарова явилось оформление книги Ованеса Туманяна "Капля меда" в 1997 г. Эта книга ратует за мир на Кавказе. В эпилоге книги Ованес Туманян спрашивает:
Эта книга участвовала на международной выставке детской книги в Братиславе на БИБ-99.
Книга эта оформлена остроумно, изобретательно наполнена выдумкой, знанием национальной одежды.
В несколько ином ключе художник решает оформление Кавказских поэм М.Ю.Лермонтова, вышедших в издательстве МИЛ в 2008 г. Образы Тамары и Демона наполнены лирикой, состраданием. Её фигура как символ кавказской женственности изобретательно скомпонована с горами, мрачным ликом демона, взирающего на неё с небес. Большой экспрессией наделены образы Мцыри, Измаила, Росламбека. Здесь художник прибегает к смелым композиционным приемам, жонглирует острой геометрией рисунка гор, горцев, прибегает к ярким, насыщенным цветам.
Маленьким шедевром можно назвать последнюю работу Ю.А. Багдасарова - оформление книги Агаси Айвазяна "Евангелие от Авлабара", изданной московским издательством "Рослин" в 2008 г. Багдасаров делает город Тифлис {1} с его районом Авлабаром, где жили армяне, главным героем книги. Главными героями становятся наряду с самими армянами и самовар, стоящий на столе, и мост, построенный богачом Мнацакановым, и громоздящиеся на высотах дома тифлисцев с балконами, часами, подсвечниками, петухами и летящими в небе фаэтонами. Город становится сказочным живым существом, ведущим свою загадочную и бурную жизнь.
Здесь косоглазый каменщик Глахо, который, сидя в тюрьме, мысленно застраивает разрушенные города армян Ани и Эрзерум. Здесь наивная пожилая армянка Машо - дочь генерала Берсегова кормит четырех проходимцев разных национальностей, потому что верит, что они её племянники. Её Багдасаров нарисовал как старуху, держащую на голове плетенку с мошенниками. Здесь и Шушаник, которая вместо детей рождает их души. Сам Авлабар, пропахший тархуном, вином и корицей, где в каждом квартале есть своя церковь и своя блудница. Багдасаров размещает своих героев на полях, разворотах, в заставках. Поэтические рассказы А.Айвазяна чем-то похожи на рассказы Шолом-Алейхема, а армяне, танцующие в небе со своими невестами, очень напоминают образы влюбленных Марка Шагала. Они полны поэзии и надежды. Ведь взлететь на седьмое небо хочется всем.
Большую часть творчества Ю.А. Багдасарова составляют портреты. Они изданы как наборы открыток, чаще всего в технике линогравюры.
Это художники П.Пикассо, М.Шагал, М.Сарьян и Н.Пиросмани, писатели и поэты Р.Гамзатов, А.Пушкин, Л.Толстой, Б.Окуджава, А.Исаакян. Из какой-то таинственной тьмы выступают лица знаменитых людей. Будто лунные блики освещают их черты - резкие, неожиданные. Они возникают из ничего и уходят в ничто, оставляя нам свои талантливые произведения. И в этом приеме мастера есть какой-то скрытый философский смысл. Он как будто хочет сказать, что это светочи, возникшие из космоса, чтобы осветить нам путь.
Творчество художника в расцвете. Он много работает, известен в России, за рубежом, в Москве была его персональная выставка. Его картины хранятся в музее народов Востока, в армянских музеях, в кабинете гравюры Дрезденской галереи, в музее гротеска в Габрове, в Ставропольском музее изобразительных искусств. Его творчество и общественная позиция заслуживает не только одобрения, но и подражания.
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "Литературного Кисловодска"
Последнее изменение страницы 5 Sep 2024