Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки

Валентин Кушниренко

Долгих лет тебе, человек!
Дело шустрых
Мастер Дробышева
Отпусти синицу
О В.Д.Кушниренко

Валерий Кушниренко

Александр Борисович, сексопатолог
Отрывки из неоконченного
Глория
Сказка про овечек
Девочка Аня и волк Вова
Исторический роман
рассказы о Ленине
Почечуев
Введение в курс
Легенда о сокращении штатов
С передних рубежей науки
Измышления
"Не верь, не бойся, не проси"
Высшая справедливость
Эскадо
Грибы
Видные "экскрементаторы" словесности

А.О.Голубев. Случай с русалкой

Майя Добросельская, Валентин Кушниренко

ОТПУСТИ СИНИЦУ

САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ
Фрагмент

ДЕЙСТВУЮТ:

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ КРАСНОПЕВЦЕВ начальник лаборатории, 50 лет.
СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА его заместитель, около 40 лет.
ОРЕХОВ сотрудник пенсионного возраста.
сотрудники. Возраст - 35-40 лет
НИНА ЕВГЕНЬЕВНА
ВАРВАРА ПАВЛОВНА
ЭЛЬВИРА
КОСТЯ БЕЛКИН
НАТАША
молодёжь лаборатории
СЕНЯ БЕРКУТОВ
КОРОВКИН
СОРОКИН КУЗЬМА ПЕТРОВИЧ лицо командированное
ДРУГИЕ СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА
ШВЕЙЦАР В КАФЕ

"Не дают должной отдачи некоторыенаучные учреждения..."
  Из доклада А.Н.Косыгина на XXV-м съезде КПСС

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На сцене рабочая комната и небольшой кабинет начальника лаборатории, соединённые между собой дверью. Комната заставлена столами, здесь же чертёжный аппарат. В кабинете - портрет Ломоносова, полка с трудами Ивана Аверьяновича, незаконченный стенд "Наши достижения".

Идёт собрание сотрудников лаборатории, все собрались в кабинете. Некоторым не досталось места и они столпились в дверях. Позади всех вытягивает шею полная дама Варвара Павловна, ещё дальше за рабочим столом Белкин с Коровкиным соединяют приятное с полезным: слушают выступления и играют в шахматы. Время от времени Белкин восклицает: "Маэстро, ваш ход!", а Варвара Павловна шикает на него, прикладывая палец к губам. В кабинете за столом сидит Эльвира - председатель собрания и Наташа - секретарь. Выступает Иван Аверьянович, человек крепкого здоровья с шевелюрой густых волос и очень уверенными движениями.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. ...Подводя итоги работы в минувшем квартале, можно с уверенностью сказать, что все наши звенья потрудились на славу. Больших успехов добились наши исследователи, группа Орехова Дмитрия Васильевича, конструкторскаябригада Нины Евгеньевны. Я позволю себе выразить уверенность, что и в следующем квартале наши показатели будут не хуже. Мы должны научиться работать сегодня лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня.

Звонит телефон, Наташа берёт трубку.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Что он сказал, я не расслышала?

БЕЛКИН. Вчера надо работать лучше, чем позавчера.

НАТАША (в телефон). Иван Аверьянович взять трубку не может, идёт профсоюзное собрание, он докладывает. Кто? Хорошо, я передам. (Повесила трубку). Какой-то Сорокин из почтового ящика. Не то семнадцать с чем-то, не то девятнадцать с чем-то.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. По какому вопросу?

НАТАША. За консультацией.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Понятно. Итак, товарищи, я повторяю, что по итогам квартала наша лаборатория имеет все основания гордиться своими успехами. Нопозвольте в бочку мёда добавить ложку дегтя. Слово критике. По-прежнему в безобразном состоянии находится стенд наших достижений. Товарищ Коровкин... Кстати, я не вижу, где он.

Голоса: "Коровкин! На ковёр!"

Коровкин порывается встать, но Белкин удерживает его со словами:"Маэстро, ваш ход!"

У Коровкина было времени более чем достаточно, но что это за стенд? Образцы не подобраны, какие-то бесформенные куски материалов. А надпись? Это же писал первоклассник. Какие-то каракули... А ведь стенд это лицо лаборатории! Мой совет товарищу Коровкину в кратчайший срок устранить указанные недостатки! Тем более, что есть заявление с просьбой отпустить его на футбольные соревнования. Так что судьба Коровкина находится в его собственных руках. У меня всё, товарищи.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (подняла руку и встала). От имени конструкторской бригады я хочу заверить Ивана Аверьяновича, что в будущем квартале мы будем работать ещё лучше.

ЭЛЬВИРА (поднимаясь). Следующий пункт - выдвижение лучших людей на Доску почёта. Какие будут предложения?

ЧЕЙ-ТО ГОЛОС. Как обычно: Нину Евгеньевну.

БЕЛКИН (громко кричит). Коровкина!

ЭЛЬВИРА. Кто предлагает Коровкина? Товарищи! Прошу к выдвижению относиться серьёзно!

ГОЛОСА. Орехова! Варвару Павловну! Наташу!

ЭЛЬВИРА. Итак, поступило четыре предложения: Нина Евгеньевна, Дмитрий Васильевич, Варвара Павловна и Наташа. Будемголосовать списком. Кто "за" - прошу поднять руки. Единогласно. Кто желает выступить? Нет желающих? Повестка исчерпана.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. У меня маленькое сообщение приятного свойства. Завтра в восемь часов в кафе "Жемчужина" состоится товарищеский ужин по поводу моего скромного юбилея. Приглашаю всех присутствующих ровно в восемь.

Наступило оживление, крики "Ура!", все с шумом расходятся, снимают халаты, берут сумки, плащи...

КАРТИНА ВТОРАЯ

Утро следующего дня, те же декорации. Пока никого нет. В рабочей комнате появляется нарядно одетая с модной причёской НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. В руках у неё книга и букетик цветов. Вынув из сумки зеркальце, онаосмотрела себя и застыла в красивой позе. Входит БЕЛКИН, он в новом костюме по случаю предстоящего вечером банкета.

БЕЛКИН. Боже! Лоллобриджида!!! Не будь вы моим начальником, ябы рассыпался в комплиментах.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА.А почемуначальнику нельзя говорить комплименты?

БЕЛКИН. Может быть принято как подхалимаж. Я щепетильный.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Кстати, я сегодня купила книжку "Как следует и как не следует поступать", иными словами - правила хорошего тона. Желаете посмотреть?

БЕЛКИН. Боже упаси! Окажется, что я всё делаю не так! Чегодоброго, начнутся комплексы.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Вполне вероятно.

Появляется ВАРВАРА ПАВЛОВНА, она в ярком платье, с большим букетом, огромной хозяйственной сумкой.

Батюшки, уже успела нагрузиться!

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Куда денешься, два взрослых сына. Все равно за цветами на рынок пришлось ехать. Взяла на завтра мясо, на воскресенье курицу, немного овощей, вот и...

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Ты их кормишь на убой.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Мужчины есть мужчины.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Сначала растягиваем им желудки, а потом удивляемся их лени. Конечно, и моему еслидаватьмясо,он съест, но я держу под рукой журнал "Здоровье", где сказано, чтомясо большераза в неделюпросто вредно.

Все надевают халаты и усаживаются за рабочие места. Входит НАТАША, она очень красиво одета, увидев её, все восклицают: "О-о!", "Ах!", "Во даёт!"

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Константин Андреевич! Разве можно так пялить глаза на девушку? Это неприлично!

БЕЛКИН. Во-первых, я смотрю на Варвару Павловну!

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Мужчина есть мужчина.

Вбегает ЭЛЬВИРА.

ЭЛЬВИРА. Здрасьте, голубчики! Вы думаете о сегодняшнем юбилее?

БЕЛКИН.Я уже сочинил тост.

ЭЛЬВИРА. Отлично. Давай.

БЕЛКИН (встаёт). За ваше здоровье, Иван Аверьяныч.

ЭЛЬВИРА. Это всё?

БЕЛКИН. Что же может быть лучше?

ЭЛЬВИРА. Без халтуры, товарищи. Чтоб каждый сочинил стишок или частушку. Стыдно на юбилее любимого шефа молча уплетать салаты. Думайте, товарищи, думайте!

ЭЛЬВИРА убегает, появляется КОРОВКИН.

КОРОВКИН. Салют. Наталья, соорудим хороший подарок шефу. Сделай красиво надпись для стенда.

НАТАША.На тебе плакатное перо, пиши сам, мне некогда.

КОРОВКИН (помрачнев). "Пиши сам" - это как-то не оригинально.

БЕЛКИН. Во даёт! Тунеядец. Объясни мне, божий Коровкин, за что тебя тридцать раз ставят в сборную института? Ты же, форвард, и не забил ни одного гола!

КОРОВКИН. я перспективный. За что тебя держат в науке, Костя? За то, что не ты открыл закон всемирного тяготения и не ты расщепил атом. У кого есть открытие - тот великий. У кого нет - перспективный.

БЕЛКИН (с возмущением). Ну, чужестранец, вы нахал!

КОРОВКИН. Чем богаты...

Берёт у Наташи плакатное перо, уходит. Звонит телефон.

НАТАША. Алло? Ивана Аверьяновича ещё нет. Это товарищ Сорокин? Хорошо. Я передам.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Наташенька, может быть, по случаю юбилея, слегка убрать в кабинете?

НАТАША. Я уберу.

Идет в кабинет и протирает пыль со стола и портрета, полки. В рабочей комнате появляется ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ, следом за ним СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Женщины вручают шефу цветы, поздравляют, аплодируют.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (принимая цветы).Спасибо, дорогие мои! Все поздравления сегодня вечером.

Вместе с Сусанной Владимировной проходит в кабинет, здоровается с Наташей, благодарит её за поздравления и садится работать.

Сусанна Владимировна! У меня на столе скапливаются документы хозяйственного назначения; акты противопожарных смотров, сообщения из канцелярии. Я прошу вас,не дожидаясь моей резолюции, принимать их к исполнению. Вот и сейчас, минимум три бумаги ваши. Оставьте уж мне святую науку.

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Слушаюсь, Иван Аверьянович.

Забирает бумаги и уходит.

НАТАША. Сорокин звонил. Из почтового ящика. За консультацией приехал.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (впадая в задумчивость). Вот и полсотни лет. Какмало сделано.

НАТАША. Что вы! Я сейчас с ваших книжек пыль стирала, как раз подумала: вам теперь, небось, и помирать не страшно.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (сморщился). Помирать? С какой стати? Чего это ты?

НАТАША. Трудов, говорю, много.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Разве ж это много? Восемь томов.

НАТАША. И у Шекспира восемь.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Но каких!.. Шекспир вечен. А мы безвестные герои. В пятидесятых годах, когда я предложил центрифугальный метод получения пластмасс, его так и называли: метод Краснопевцева. А потом всё забылось. Жизнь летит... И мы, и наши труды, как щепки вылетаем из-под колёс... Сам себе ещё кажешься молодым, а люди всё чаще и чаще напоминают, что это уже далеко не так. Вот и тебе я, наверное, кажусь уже древним дедушкой... (В дверях кабинета появляется Нина Евгеньевна: "Разрешите?") Я позову вас, Сейчас я занят. (После небольшой паузы). Да! Сколько не хитри, а на пороге старость.

НАТАША. Ну уж, вам-то говорить!

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Брось, Наташенька!.. Все вы лукавите. Когда мне было двадцать, никто не подчёркивал мою молодость, а сегодня на банкете только и разговоров будет: "Ах, как вы молоды, Иван Аверьянович!" "Как вы бодры!" Такова жизнь, Наташенька.

НАТАША. Я пойду?

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Иди, мой друг. И позови Нину Евгеньевну.

Наташа уходит, появляется Нина Евгеньевна.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Иван Аверьяныч! Так работать невозможно! Я в мыле, Варвара в мыле, у Кости работы невпроворот, на Наташу повесили перевыпуск чертежей. Но она даже не техник! Почему нам часть работы не передать в конструкторский отдел? Вечно мы всё норовим сделать сами.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Присядьте, друг мой, успокойтесь. Я всегда считал, Нина Евгеньевна, что отдавать часть работы, это значит отдавать часть авторства.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Но мы просто захлебнёмся!

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (широко улыбнувшись). Милая Ниночка! За годы работы с вами я научился не только понимать вас, но и угадывать желания ваши. Специально для вас я выбил штатную единичку,и сегодня вы получите нового инженера, молодого специалиста с высшим образованием. Вы удовлетворены?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Это уже что-то. Спасибо.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Так что, милая Ниночка, в жизни не так уж все страшно.

Проводив Нину Евгеньевну до дверей, Иван Аверьянович вернулся к делам. В рабочую комнату вбегает ЭЛЬВИРА.

ЭЛЬВИРА. Товарищи! Надо срочно провести семинар. Шестойза полугодие и мы выходим на первое место по институту. (Смотрит на Белкина).

БЕЛКИН. Я - пас. Ни одной мысли.

ЭЛЬВИРА. Нина, ты как?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Про что?

ЭЛЬВИРА. Про жизнь на Марсе или "Как мариноватьгрибы". Шестой семинар - и мы на первом месте, это ты можешь понять?Варвара, ты больше года не выступала! Имей совесть.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Я не готова.

ЭЛЬВИРА. У тебя конспект прошлого семинара остался?

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Ну, есть.

ЭЛЬВИРА. Давай повторим. Кто помнит, что ты там говорила год назад. Договорились?

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Н-ну, Я могу...

ЭЛЬВИРА. Замётано. В десять часов семинар. (Проходит в кабинет Ивана Аверьяновича). Иван Аверьяныч! В десять семинар. Мы выходим на первое место по институту. Приглашаю вас.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. О, этохороший подарок. Количество семинаров - главныйпоказатель научной работы. Значит, нам есть что сказать друг другу, значит, научная мысль не спит. Спасибо, приду.

ЭЛЬВИРА исчезает, в рабочей комнате появляются СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА и СЕНЯ БЕРКУТОВ.

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА (торжественно). Товарищи, к вам в группу прибыл новый инженер. (Все уставились на Сеню. Он неловко переминается с ноги на ногу, озирается по сторонам.) Молодого человека зовут Сеня Беркутов. Ваш руководитель группы Нина Евгеньевна. С остальными товарищами познакомитесь в рабочем порядке.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (указывая на стол и чертёжный аппарат). Вот ваше рабочее место, располагайтесь. (СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА уходит). Вам предстоит большая работа. Несколько альбомов чертежей нужно перевыпустить в соответствии с новыми требованиями конструкторской документации. Надеюсь,вы знаете, что такое ЕСКД?

СЕНЯ. Знаю.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Вот и прекрасно. Берите прямо альбом номер один и действуйте. Если за полгода справитесь, будет великолепно.

НАТАША. Чертёжная бумага у нас здесь, кнопки здесь, карандаши и готовальня у вас в столе.

Сеня копается в столе, все украдкой на него поглядывают,Нина Евгеньевна пудрится.

БЕЛКИН (подходя к Сене, протягивает руку). Белкин, Константин Андреич. Это Наташенька, это Варвара Павловна.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Согласно правилам хорошего тона, если уж представляют, то сначала даму постарше, а потом даму помоложе.

БЕЛКИН. Откуда же Сене знать правила хорошего тона?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Я это вам говорю.

БЕЛКИН. Вот так-то, брат Сеня. Насчётхорошего тонау нас строго.

Входит ОРЕХОВ.

ОРЕХОВ. Костя! ОСТ на стройматериалы у тебя?

БЕЛКИН. У Нины Евгеньевны.

ОРЕХОВ (Нине Евгеньевне). Дайте, пожалуйста.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (продолжает пудриться). Одну минуточку.

ОРЕХОВ (вскипая). Я что, должен ждать, пока вы напудрите нос?! Чёрт знает что! (Решительно идёт к двери). Учёные с пудреницами!.. (Хлопает дверью).

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (вдогонку). Да! Учёные с пудреницами! Учёные это те же люди! (Резко поднимается с места). Сейчас я ему скажу всё, что я о нём думаю. (Уходит вслед за Ореховым).

БЕЛКИН. Ну уж, догонять бы я не стал.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Женщина есть женщина.

БЕЛКИН. Так что, брат Сеня, у нас бывает и такое. Но редко. (Возвращается НИНА ЕВГЕНЬЕВНА). Так быстро?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Он меня понял.

БЕЛКИН. Надеюсь, всё было по правилам хорошего тона?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Разумеется.

ЭЛЬВИРА (появляясь в дверях). Товарищи, все на семинар! Варвара, пошли.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (кричит в дверь кабинета). Иван Аверьянович! Семинар!

Все уходят, остаётся одна Наташа, Звонит телефон.

НАТАША. Алло! Товарищ Сорокин? Иван Аверьянович на научном семинаре. Потом будет обед. Позвоните в конце дня.

ЗАТЕМНЕНИЕ

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Конец рабочего дня. НИНА ЕВГЕНЬЕВНА, ВАРВАРА ПАВЛОВНА, НАТАША, СЕНЯ работают. В кабинете пусто. Появляется БЕЛКИН.

БЕЛКИН. Всё. Орехов оформил пенсию, в понедельник работает последний день.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Слава богу! Пусть отдохнёт. И мы вместе с ним.

БЕЛКИН (усаживаясь за свой стол). Был Орехов и нет Орехова.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Жизнь есть жизнь.

БЕЛКИН. Ценный старик. Уйдёт - и станет тихо, как в колодце.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. И прекрасно.

БЕЛКИН. Чудаки ломают себе шею смолоду. А этот сумел дотянуть до пенсии.

НАТАША. Кто же у них будет начальником группы?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Эльвира, конечно.

НАТАША. И она же профоргом?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Профорга переизберём.

БЕЛКИН. Предлагаю кандидатуру Сени Беркутова. Молодой, талантливый.

СЕНЯ. Ну да! Я никого не знаю.

БЕЛКИН. Узнаешь.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Может быть, выберем и Сеню.

Звонит телефон.

НАТАША. Алло! Ивана Аверьяновича нет, он вышел. Откуда я знаю! Куда люди выходят, туда и он вышел. Вы на меняне кричите, товарищ Сорокин. Придёте домой, можете на свою жену кричать. Сколько угодно. А я вам не жена. (Вешает трубку).

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Наташенька, как тебе не стыдно!

НАТАША. Какой-то псих. Два дня нормально разговаривал, а тут вдруг разорался.

Вбегает ЭЛЬВИРА.

ЭЛЬВИРА. Ну, что, голубчики, придумали?

НАТАША. Я не умею.

БЕЛКИН. У меня только тосты.

ВАРВАРА ПАВЛОВНА. Я тоже сочинять не мастер.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (смущённо). Я вот написала... четыре четверостишия.

ЭЛЬВИРА. Ну-ка, ну-ка...

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА (встаёт и читает, заглядывая в блокнот)

Иван Аверьянович, наш славный шеф!
Вам пятьдесят, мы приветствуем вас.
Всегда к вам тянутся двадцать шей,
Влюблённо глядят на вас сорок наших глаз...
Всегда откровенен и прям, но не груб,
Железный характер - для многих пример.
По части дам - тоже он не глуп.
Изящный, блестящий, бравый кавалер...
От всех дисциплины требует он,
При нём разгильдяй не отыщет приют.
Но даже если он даст разгон.
Его все любят, о нём поют.
Большой эрудит, настоящий талант.
Заслуг и успехов его не перечесть.
Без лести мы говорим "гигант",
И ясно чувствуем: так оно и есть!

БЕЛКИН. Да это же ода!

ЭЛЬВИРА. Ты это сама сочинила?! Товарищи, эти стихи надо положить на музыку.

БЕЛКИН. На мотив "Отче наш".

ЭЛЬВИРА. Какой-нибудь весёленький, типа "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный..." (Берёт блокнот у Нины Евгеньевны и пытается петь на разные мотивы. У неё ничего не получается. Вокруг столпились Белкин, Наташа, они тоже пробуют петь и тоже ничего не выходит.)

СЕНЯ. Подходит мотив "Хромого короля". Знаете эту песенку? "Железный шлем, деревянный костыль, король с войны возвращался домой..."?

ЭЛЬВИРА. А ну-ка... (запевает первое четверостишие, оно прекрасно ложится на мелодию). Сеня, ты гений! Только теперь нужен припев, иначе придётся мычать какие-то "тирьям-тирьям, тирьям-тирьям".

БЕЛКИН. Предлагаю слова припева! (Поёт).

Вперёд к прогрессу мы летим,
Всегда за ним, всегда за ним!
А получишь его ЦУ -
Кричим "Ура!"
УР-р-ря-я!

ЭЛЬВИРА. Здорово! Песня пройдёт коронным номером!Костя, ты гений. Наташа, зови нашу группу, мы должны все вместе прорепетировать. (Наташа выходит). Это шедевр! Нина, ты народный талант!

БЕЛКИН. Если в конце припева дурным голосом вопить "Ур-р-я!", должно получится здорово. Это я беру на себя.

ЭЛЬВИРА. Все со смеху попадают! (Возвращается НАТАША, ОРЕХОВ, КОРОВКИН и ещё несколько сотрудников). Товарищи! Написана гениальная песня о нашем шефе. Мы еёдолжны сегодня спеть.

Все сгрудились, заглядывая в блокнот, Эльвира запевает, и все подхватывают песню. Появляется ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ.

Песня мгновенно прекратилась, посторонние сотрудники тихо исчезают, Иван Аверьянович, о чём-то догадываясь, улыбается, проходит в кабинет.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (на ходу). Какие новости?

НАТАША. Сорокин взорвался.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Какой Сорокин?

НАТАША. Из почтового ящика. За консультацией.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (взглянув на часы). Приглашай на завтра. Сегодня уже всё.

НАТАША. Я ему пропуск не заказывала, но он прорвался в институт и рыщет по коридорам.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (уходя в кабинет). Пусть, зайдёт.

Тотчас появляется СОРОКИН. Это совершенно лысый человек лет за пятьдесят.

СОРОКИН. Где я могу видеть Краснопевцева?

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Пожалуйста, проходите, Иван Аверьянович вас ждёт.

Иван Аверьянович углубился в чтение какого-то документа. Входит Сорокин.

СОРОКИН. Разрешите?

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (не поднимая головы). Да-да, входите, (Продолжает работать).

СОРОКИН (оглядев внимательно кабинет, полку с трудами). Может быть, ты всё-таки поднимешь калган?

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (с изумлением вглядевшись в вошедшего). Кузьма? Ну, конечно, Кузьма Сорокин! (Идёт навстречу, обнимает).

СОРОКИН. Два дня тебя добиваюсь.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Откуда я знаю, какой Сорокин! Ты бы сказалчто ты Кузьма.

Вас как Кузнецовых. Откуда ты взялся? Где ты?

СОРОКИН. Работаю на Урале. Прибыл к тебе в командировку поочень важному делу.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ (усаживает Сорокина). Никаких дел. Через пять минут мы едем на мой юбилей, мне сегодня пятьдесят.

СОРОКИН. Да ну! А я без подарка. Ну, поздравляю, выглядишь молодцом. (Расцеловал ИВАНА АВЕРЬЯНОВИЧА. В то время в рабочей комнате сотрудники снова репетировали песню, сначала потихоньку, потом громче).

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Сколько я тебя не видел? Лет двадцать?

СОРОКИН. Больше. Я диплом защитил на полгода раньше тебя,и с тех пор, по-моему, пути не пересекались.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. У тебя жена, дети?

СОРОКИН. А как ты думал? И жена, и детки. Все взрослые уже (услышал пение). Что это?

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Народ готовится к банкету. Пошли, Кузьма.

Оба выходят из кабинета, пение прекращается.

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Товарищи, прошу любить и жаловать. Мой старый друг, однокашник Кузьма Петрович Сорокин, мы поехали в кафе. Прошу догонять нас. (Вместе с Сорокиным удаляется).

БЕЛКИН (Наташе). Человек прорывался на банкет, а ты...

НАТАША. Кто ж знал.

НИНА ЕВГЕНЬЕВНА. Товарищи, а ведь рабочий день кончен.

ЭЛЬВИРА. Значит так: запевают женщины, потом Белкин и Сеня. Припев подхватывают басы: Коровкин и Дмитрий Васильевич. Договорились? Пошли!

Все, кроме Сени Беркутова, начинают собираться и постепенно расходятся.

БЕЛКИН (уходя). А вы что не торопитесь?

СЕНЯ. Я хочу ещё поработать. Мне дали полгода, но я могу быстрей.

БЕЛКИН. Быстрей? Зачем? Вы понимаете, что получится, если все люди начнут работать чуть-чуть быстрей? Поезда сбегут с рельс, пароходы выпрыгнут на сушу, начнутся катаклизмы. Что вы на меня так смотрите? Это вполне приличное слово!

СЕНЯ. Первый раз вижу человека, который шутит без передышки.

БЕЛКИН. Думаете, я шучу? Ни в одном глазу. Я пошёл. Вы найдёте дорогу в кафе?

СЕНЯ. Найду.

Белкин уходит, появляется ОРЕХОВ, подходит к Сене, протягивает руку.

ОРЕХОВ. Орехов Дмитрий Васильевич. Пришел познакомиться. Я узнал, что в нашей лаборатории появился человек, который ровно в пять не срывает с себя халат, не выбегает, как полоумный, из помещения, не опрокидывает людей и не мчится по личным делам. Когда-то и я так работал. А теперь всёпо звонку.

СЕНЯ. А почему? Разве здесь работать не интересно?

ОРЕХОВ. О! Трудный вопрос. Я вас как-нибудь приглашу на рыбалку, там мы его и обсудим. Будьте здоровы, юноша (уходит).

Сеня продолжает чертить.

ЗАТЕМНЕНИЕ

КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

Вестибюль кафе "Жемчужина". Из зала доносятся звуки оркестра, аплодисменты, смех. Возле гардероба ШВЕЙЦАР лихо притопывает под мелодию "Хромого короля", время от времени покрикивая в темноту улицы: "Местов нет! Сегодня наука гуляет!" Из зала вышли покурить два сотрудника.

1-й СОТРУДНИК. Молодцы! Такую песню сгрохали! Но Краснопевцев её стоит. Краснопевцев - гений.

2-й СОТРУДНИК. Гений, не гений, а талант да!

1-й СОТРУДНИК. А я тебе говорю - гений!

2-й СОТРУДНИК. Нет! Талант!

1-й СОТРУДНИК. Мы с тобой выпили, но давай рассуждать трезво. Кто создал центрифугальный метод? Краснопевцев. Какую диссертацию написала Нина Евгеньевна? "Основные особенности центрифугального метода". А что защищала Варвара Павловна? "Основные достоинства центрифугального метода".У Кости какая была диссертация? "Экономические характеристики центрифугального метода". А его заместитель, Сусанна Владимировна? "Перспективы развития центрифугального метода". Понял?

2-й СОТРУДНИК. Я и говорю, что он талант.

1-й СОТРУДНИК. А я говорю - гений.

2-й СОТРУДНИК (упрямо мотает головой). Талант!

Уходят. Появляются КОРОВКИН и НАТАША.

КОРОВКИН. Жалко, молодежи мало в нашей лаборатории. Одни песочники. Мы даже не можем собственную команду выставить! Ни по одному виду спорта. (Обнимает Наташу за плечо, она уклоняется).

НАТАША. Не надо, что ты делаешь. Вон швейцар смотрит.

КОРОВКИН. Он на посту, он ничего не видит.

Снова пытается обнять Наташу. Из зала выходит БЕЛКИН.

БЕЛКИН. Коровкин! Срочно вызывает шеф!

КОРОВКИН. Меня? Зачем?

БЕЛКИН. Чокнуться с тобой хочет. (Коровкин уходит). Наташа, у тебя нет ощущения, что вся жизнь до краёв наполнена пустотой?

НАТАША. Что вы, Константин Андреевич! Я же учусь в вечернем институте. Вот, говорят, когда кончишь, тогда сразу пусто будет.

БЕЛКИН. Ау меня такое ощущение на каждом банкете.

КОРОВКИН (появляясь из зала). Зацеловали шефа, весь в помаде. Но меня он не звал.

БЕЛКИН. Ты же видишь, я разговариваю с дамой. Так бесцеремонно подходишь.

КОРОВКИН. Пардон. Дама моя. Константин Андреич, вам уже пора на пенсию, а вы всё к молодым девочкам приглядываетесь. (Берёт Наташу за руку и уводит в зал).

БЕЛКИН (вдогонку). Ну, заяц, погоди. (Обращаясь к швейцару). Что отец, вкалываем?

ШВЕЙЦАР. Куда денешься.

БЕЛКИН. Пенсию полностью платят?

ШВЕЙЦАР. А как же!

БЕЛКИН. За галуны много высчитывают?

ШВЕЙЦАР. Форма даровая.

БЕЛКИН. Отличная работёнка. Дашь сейчас каждому по шапке и - домой.

ШВЕЙЦАР. Поступай. Места есть.

БЕЛКИН. А что? Пойду, обдумаю. (Уходит).

Из зала доносятся звуки вальса, выходят СОРОКИН иСУСАННА ВЛАДИМИРОВНА.

СОРОКИН. Там жарко, мы будем танцевать здесь (Делают несколько туров вальса, музыка кончается).

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Вы легко танцуете, как юноша.

СОРОКИН. Всё от партнёрши. С иными танцуешь, будто в болотевязнешь. А с вами... очарование!

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Спасибо, милый Кузьма Петрович, Вы так щедры.

СОРОКИН. А Краснопевцев не дурак!.. Собрал в одной лаборатории столько пленительных дам! Я уж не говорю о заместителе! Вы божественны, Сусанна Владимировна!

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Вы меня смущаете, Кузьма Петрович.

Доносится голос по местному радио: "Администрация кафе "Жемчужина" поздравляет Ивана Аверьяновича с пятидесятилетием. Желает крепкого здоровья и долгих лет жизни. Одновременно напоминаем, что мы работаем до двадцати двух часов. Всего вам хорошего, товарищи!"

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Мне пора домой.

СОРОКИН. Япровожу вас.

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Нет, нет, не надо, Кузьма Петрович. Яочень тороплюсь.

СОРОКИН. Мой святой долг! Тем более, что... Я успел узнать, что вы... Не замужем.

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. Печальные обстоятельства моей биографии велят мне уйти одной.

СОРОКИН.О-о! Вы ещё и женщина с тайной! Дайте мне ваш телефон.

СУСАННА ВЛАДИМИРОВНА. До свиданья, Кузьма Петрович. Вы очень милый человек.

(Берёт у швейцара плащ, уходит,Сорокин с недоумением смотрит ей вслед. Из зала выходит большая, весёлая компания: впереди ЭЛЬВИРА и СОТРУДНИК с аккордеоном, далее в окружении женщин, с цветами и подарками выходит Иван Аверьянович, за ним все остальные участники банкета).

ИВАН АВЕРЬЯНОВИЧ. Кузьма, куда ты пропал? Как тебе наш коллектив?

СОРОКИН.Блестящий. Говорю искренне, без лести. С таким коллективом можно и работать и отдыхать. Завидую тебе, Ваня.

ЭЛЬВИРА (аккордеонисту). А ну, давай напоследок "Русского". (Аккордеонист заиграл, образовался круг, и в пляс пустилась Эльвира, за нею Коровкин и другие. Снова слышится голос по местному радио: "Дорогие друзья! Мы были очень рады познакомиться с вами. Приходите к нам ещё. Всего вам доброго!" Один за другим выключаются светильники.).

ЗАТЕМНЕНИЕ

 
Главная страница сайта
Страницы авторов "Тёмного леса"

 

Последнее изменение страницы 25 May 2021 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: