Страницы авторов "Тёмного леса"
Страница "Литературного Кисловодска"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Я помню из детства наш старый поселковый клуб. Длинное одноэтажное зданьице щитового домика обмазанное снаружи глиной и побеленное. До пятьдесят пятого года, когда поселок Путиец был еще прилагерным "энпэ", и в лесозаготовках использовался по большей мере, чем трактора, гужевой транспорт, в этом здании была конюшня. Но постепенно лошадки, пригнанные в середине сороковых с фронта, поумирали от непосильной натуги, а им на смену появились трактора, надобность в конюшне у местного лесопунктовского начальства отпала. И на парткоме постановили в ней сделать клуб с еженедельным показом кино, танцами и художественной самодеятельностью.
Убрали стойла, вычистили, побелили внутри, постлали пол, наколотили дощатых скамеек, пристроили с улицы кинопроекционную будку с уличной лестницей на второй чердачный этаж, из трех простыней с жирными штампами "Печорлесстройлаг. N53" сшили и повесили на стену экран. Он сверкал своей белизной и придавал внутреннему убранству клуба с неизменными портретами вождей всемирного пролетариата некую зоновскую элегантность и праздничность. Это уже потом, пару лет спустя, экран будет исписан химическим карандашом: "Зоя + Дима будет любовь до гроба" и другой нетленной устно-настенной народной мудростью. В нескольких местах его прожгут брошенные на сцену во времена начала хрущевской расслабухи несколько папиросных окурков, местной демократически настроенной шпаны. А пока, он как фата на невесте, сулил прихожанам непорочность и чистоту сказочного советского кинематографа.
Рядом с клубом выстроили из досок подиум летней танцплощадки. Помню, как в пять-шесть лет мы залезали под нее в небольшой пролом, чтобы курить одну папиросину на пятерых и подглядывать сквозь щели рассохшихся досок под юбки местных красоток. Пацаны постарше нас оттуда, конечно же, гоняли, хотя нам казалось, были сами не прочь там посидеть и поподглядывать. Но неимоверная сила познания первых ростков межполового общения тянула нашу компанию в это укромное местечко снова и снова.
Помню, мы были уже постарше, но все равно проникали в клуб на кино без билетов и смотрели его, сидя на полу перед самой сценой. В тот день был привезен кинофильм "Табор уходит в небо". Такой красоты сказку можно было увидеть лишь в индийских фильмах "Зита и Гита", "Рам и Шиам"... Работяги, неимоверно чадившие "Беломором" и "Севером", сидели затаив дыхание. Особенная тишина повисла в зале, когда на экране разворачивалась сцена купания главной героини и героя в реке. Она обалденно яркая и красивая цыганка снимала с себя многочисленные юбки и раскладывала их на берегу вокруг себя словно солнечные лучи. С каждой снятой юбкой тишина в прокуренном зале становилась все напряженней, мужики забыли затягиваться дымком и натужно сопели. Волнение передалось и нам пацанам, сидящим перед первым рядом. Все ждали, что вот-вот, вот-вот и откроется она нашим взорам истинная загадочная, неземная и далекая женская красота. Но хитрая цыганка последней юбки не сняла, а прямо в ней и плюхнулась в прохладные струи реки в объятия своего ромалы.
По залу прокатился шелест обиженного вздоха вперемежку в затяжками, а с галерки последнего ряда, где иногда втихаря мужики попивали водочку вдруг хрипло и надтреснуто раскатилось:
- Нае... накололи, в общем, сволочи...
Визгливый бабий голос не преминул прокомментировать сложившуюся ситуацию:
- Ну полный разврат... А вы ироды поди думали что вам сейчас мохнатку цыганючью во весь экран сообразят. Если так уж не терпится, сходи на Береговую, там цыганья много, за деньги покажут и даже понюхать дадут...
Зал грохнул дружным хохотом, захихикали и мы, слабо, правда, понимая, чего эдакого-разэдакого ожидали увидеть наши леснички.
Вообще, постепенно клуб стал играть в жизни нашего лесопункта большую культурную роль. И хотя самодеятельность в нем так и не развилась, а фильмы Егорыч, киномеханик и билетер одновременно, привозил лишь два раза в неделю по средам и субботам, показ каждого нового фильма был сравним с каким-нибудь не самым важным церковным праздником. Особенно, если Егорыч привозил индийскую картину или кино про Фантомаса. После отработанной в лесу смены наши отцы и матери одевались парадно и парочками шествовали в клуб. И это было так красиво и празднично, что даже мы, дети, старались в это время не хулиганить.
А происходили такие маленькие праздники во многом благодаря Егорычу, который и пробивал у начальства машину два раза в неделю, чтобы несмотря ни на что, непролазную хлябь на дорогах или жесткий лимит ГСМ, все-таки привозил радость людям, огромные тяжелые коробки с бобинами кинолент.
А был Егорыч личностью довольно неординарной, когда-то по молодости отсидел свою "десятку" за какую-то мелочь, повоевал, за это время и семьи и дома лишился где-то в средней полосе. Так и прикипел к лесопункту по имени Путиец. Был он человеком не злым, но уж больно пьющим. А водка в больших количествах, как говорится, никогда до добра не доводила. Так и случилось однажды с его судьбой, а заодно и с нашими судьбами.
В этот незабываемый день Егорыч был особенно пьян по случаю своего дня рождения. Крутил он фильм "Слоны мои друзья". Для синхронности и непрерывности показа кинофильмов в его комнатушке стояли два кинопроектора, на которых старик и должен был менять бобины, поочередно включая и выключая кинопроекторы.
Кино в этот раз не задалось у Егорыча с самого начала потому, что он перепутал нумерацию бобин и вместо положенного в начале фильма киножурнала начал показ с середины картины с того самого момента, когда взбешенный слон чуть было не наступил на девочку-индианку. В зале заулюлюкали, но результата это не принесло. Решили смириться. Как вдруг стройное повествование прервалось и на простынях замелькали кадры официальной кинохроники. За такие вольности лет десять тому назад брести бы Егорычу уже по этапу. А в зале, в основном, сидел народ жизнью тертый, зековской баландой прикормленный, поэтому возмущаться не стали, чтобы как бы не подвести старика под "политическую" статью. Хотя, конечно, было смешно, когда Леонид Ильич, неестественным каким-то картавым басом говорил о победах советской экономики.
Но всякому терпению приходит конец. Наступил он тогда, когда Брежнев на экране вдруг запузырился, и по простыням побежали вслед за этим перечеркнутые крест-накрест кадры. А вскоре фильм вообще прервался. Все разом загомонили:
- Кинщик хренов, кино давай!
Бабы верещали, как всегда, о своем, о наболевшем:
- Алкаш проклятый, сколько ж можно пить ее проклятущую...
Но реакции из кинобудки не было никакой. Тогда мужики кинулись к выходу. Кто-то гаркнул:
- Ша, бабы, может, Егорычу плохо, помер, может, Егорыч, а вы тут, водка, водка...
Вскоре по уличной лестнице на второй этаж застучали кирзачи возмущенных путейцев. Картина, которая предстала перед их глазами, вызвала смешанное чувство гомерического хохота и щемящей душу горькой жалости, замешанной на знании и понимании жизни. Посередине кинобудки между двумя работающими в холостую кинопроекторами стоял и покачивался весь, с головы до ног, окутанный кинопленкой Егорыч и что-то нечленораздельно мычал. Видимо, он менял катушку, поднял ее над головой, чтобы насадить на маховик кинопроектора, да не удержал тряскими похмельными руками. Бобина стукнулась о его голову, а кинопленка плавно и равномерно скатилась по телу, опутав собой незадачливого кинщика.
Кто-то захохотал, кто-то бросился спасать убинтованного Егорыча. В общем, пленку пришлось порвать. Егорыч, обретя свободу от пут кинематографа, одновременно обрел и дар речи. Он трагично смотрел на мужиков и, беспомощно разводя руками, шептал:
- Все, пацаны, кина больше не будет, кина не будет, пацаны...
Так вскоре и случилось. Егорыча судили и посадили на год за злонамеренную с отягчающими пьянкой обстоятельствами порчу государственного имущества. А наш знаменитый конюшня-клуб без хозяина опустел, и по весне, когда мальчишки жгли сухую прошлогоднюю траву, вообще, сгорел вместе с летней танцплощадкой. Но почему-то это место в памяти живущих в Путейце людей так с тех пор и называется "У старого клуба".
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"
Последнее изменение страницы 13 May 2024