Страницы авторов "Тёмного леса"
Пишите нам! temnyjles@narod.ru
Автор всех снимков, если не указано иное, - М.М. Гар.
Усадьба Шахматово находится в 82 км от Москвы в Солнечногорском районе Московской области, на живописных холмах Клинско-Дмитровской гряды. Приобретена в 1874г. дедом А.А. Блока А.Н. Бекетовым, профессором ботаники, ректором С.-Петербургского Университета, по совету друга семьи, великого ученого Д.И. Менделеева, который поселился в имении Боблово, неподалеку от Шахматова, девятью годами ранее. А.А. Блок за всю свою короткую жизнь посещал Шахматово или жил в нем 36 раз, называл его "раем на земле". Блок хорошо знал и любил окружающие Шахматово леса и поля, совершал длительные пешие и конные прогулки. Однако в поэзии Блока природа Шахматова присутствует лишь в виде отдельных деталей или коротких фрагментов. Вполне объяснимое явление - ведь Блок был символист, а это литературное направление не предполагает реалистических описаний красот природы. В то же время Шахматово было "кабинетом" Блока, создающим творческое настроение и душевный подъем. Здесь написано более 300 произведений поэта, среди них "Балаганчик", "На поле Куликовом", поэма "Возмездие". Поэт любил благоустраивать сад, сажать деревья и цветы. По его проекту и при его участии дом был перестроен в 1910г. После 1917г. имение было брошено. Дом сгорел в 1921 г., воссоздан в 1981г. по проекту 1910г. как дом-музей поэта.
Иван Сергеевич Шмелев - представитель православного направления русской словесности, ориентированной на традиции русской литературы XIX в. Родился в 1873 г. в Москве, в Кадашевской слободе Замоскворечья. Отец был подрядчиком, владел плотницкой артелью, банными заведениями, брал подряды на иллюминацию Кремля, на устройство ледяных гор и др. работы. Последним подрядом отца было, по свидетельству Шмелева, строительство трибун для публики на открытии памятника Пушкину. Закончив гимназию и юридический факультет Московского Университета, Шмелев был 1 год в армии, далее служил во Владимире чиновником по особым поручениям. Первая публикация, рассказ "У мельницы", относится к 1895 г. Социальная тематика преобладала и в последующих произведениях Шмелева. Настоящую известность принес писателю рассказ "Человек из ресторана" (1911 г.). В 1912 г. вышло восьмитомное собрание сочинений Шмелева. Октябрьский переворот писатель не принял. В 1918-22 гг. супруги Шмелевы жили в Крыму, где произошла трагедия - после занятия полуострова Красной Армией в 1921 г. был расстрелян их единственный сын Сергей, офицер Добровольческой армии, находившийся в Феодосии на лечении от туберкулеза. Родители не сразу узнали об этом. Получив достоверную информацию в 1922 г., Иван Сергеевич и Ольга Александровна эмигрировали сначала в Берлин, а потом в Париж. Страшные события Гражданской войны в Крыму нашли отражение в романе-эпопее писателя "Солнце мертвых", изданном во Франции (1923 г.). Дальнейшее творчество Шмелева постепенно принимает религиозно-философский и ностальгический характер. Основной его чертой становится воспевание прошлого России, русского уклада жизни, русского характера. Самыми значительными произведениями этого периода являются роман "Лето Господне" (1933-1948 гг.), повесть "Богомолье" (1931 г.) и очерк "Старый Валаам" (1935 г.).
"Лето Господне" - роман автобиографический, о той поре, когда будущий художник слова подходил к своим семи годам. Старинное купеческое Замоскворечье, с его многочисленными храмами и колокольным звоном, особнячками среди садов, с его буднями и праздниками, переулками, рекой и людьми, спустя многие годы описано с такими удивительными подробностями, как будто всё это было только что. Более того, черты мира своего детства писатель передал так, что даже в самой маленькой из них отражается неуловимая, выходящая за пределы рациональных строк, полнота. Не будучи в силах дать переживаемому точное "определение", мы вроде бы просто созерцаем окружающую шестилетнего мальчика жизнь его глазами, но свет от нее чуткая душа помнит потом долго-долго, так что целый ряд известных и очень разных людей в последние свои часы на земле просили почитать им "Лето Господне". Что-то неодолимо влекло вновь пройти это "лето", то есть "год", эти "праздники, радости, скорби", сквозь которые видны лучи "Тихого Света", "лета Господня благоприятна". Всё "видимое" - кипучая хозяйственная деятельность отца, Сергея Ивановича, его взаимоотношения с работниками, соседями, деловыми партнерами, его помощь престарелым и больным, колоритные подробности застолья в отцовском доме, устроенного для всех работников по случаю именин хозяина, незабываемая картина грандиозного крестного хода к Донскому монастырю, прием архиерея, березки на Троицу, даже баня и портомойни, - как будто не изменяясь, преображается в этих лучах, становится иным, по-настоящему ценным. На языке церковном это называют благодатным освящением наших "трудов и дней", то есть предметов, событий и самого времени. Счастливая жизнь резко прерывается болезнью и смертью отца в результате несчастного случая, но ни эта, ни все последующие скорби не могут разлучить душу с Богом. Безусловно, "Лето Господне" решительно меняет навеянные пьесами А. Н. Островского представления о русском купечестве, но самое, пожалуй, главное, оно отклоняет от недовольства, дарит светлый взгляд на жизнь и приоткрывая читающей душе невечерний Свет, показывает, что "нет нам дороги унывать".
Этим же духом наполнена небольшая повесть "Богомолье", которая, как и "Лето Господне", относится к шедеврам творчества Шмелева. Сюжет повести - "хождение" Вани, его воспитателя Горкина и соседей в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию Радонежскому, их путевые встречи с людьми самыми разными - от "простых" до преподобного Варнавы Гефсиманского.
Очерк "Старый Валаам" написан как воспоминание о свадебной поездке супругов Шмелевых в 1895 г. в старинную обитель - Валаамский монастырь на Ладоге. Служение Богу и добровольный созидательный труд монахов в суровых северных краях произвели неизгладимое впечатление на писателя. Супруги посетили Спасо-Преображенский храм, Всесвятский и Коневский скиты, поклонились пред могилою знаменитого игумена Дамаскина у стен храма Преподобных Отцов в посте и молитве просиявших.
Литературная деятельность Шмелева продолжалась до конца его жизни. Опубликованы романы "Няня из Москвы" (1936 г.), "Пути небесные" (1948 г., 2 тома, 3-й не окончен) и др. произведения.
Писатель скончался от сердечного приступа летом 1950 г. в Бургундии, в местечке Бюсси-ан-От, и был похоронен в Париже. "Я знаю - придет срок - Россия меня примет!" - писал Шмелев в эмиграции. Он мечтал быть похороненным рядом с отцом, и это желание сбылось. В мае 2000 г. супругов Шмелевых перезахоронили в некрополе Донского монастыря в Москве. В том же году в углу сквера напротив здания гимназии в Б. Толмачевском пер., где учился Шмелев, был открыт памятник-бюст писателю, выполненный по гипсовому портрету, который скульптор Л. М. Лузановская вылепила в Париже еще при жизни Шмелева. Небольшой сквер носит с 2014 г. его имя.
Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. Отец проигрался в карты и ему пришлось продать конный завод и заложить имение; умер, разбитый параличом. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям образование.
В 1882 г. Михаила отдали в начальную деревенскую школу, в 1883 г. он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был в очередной раз быть оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым из гимназии отчислен. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди купца И.И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 г.); продолжил образование в Рижском политехникуме. За участие в студенческом марксистском кружке подвергся аресту, после освобождения уехал за границу. В 1900-1902 гг. учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 г. служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии ("Картофель в огородной и полевой культуре" и др.).
Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в 1907 г. Оставив профессию агронома, Пришвин стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело его к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н.Е. Ончукова "Северные сказки".
В мае 1907 г. Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск; объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск; после этого на рыбацком судне отправился по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман; затем на пароходе - в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в С.-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 г. книга очерков "В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)", за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества.
Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и Мережковским; являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.
В 1908 г. результатом путешествия в Заволжье стала книга "У стен града невидимого". Очерки "Адам и Ева" и "Чёрный араб" были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. В 1916-1918 гг. жил в Хрущеве.
Во время революции и Гражданской войны пережил тюремное заключение; напечатал ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров; вступил в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (Блок выступил на стороне Советской власти). В конечном итоге Пришвин принял победу Советов. Некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. Продолжал работать над автобиографическим романом "Кащеева цепь", начатым в 1923 г., над которым трудился до последних дней.
В 1925 г. в Переславле Залесском Ярославской области Пришвин руководил юными фенологами на биостанции, позже жил в усадьбе Ботик, в бывшем "Белом дворце". Дом сохранился, теперь занят музеем Военно-морского флота. Природа переславльского края - леса, озера, птицы и звери, охота описаны Пришвиным во многих повестях и рассказах для детей. В начале 20-х гг. их печатали лучшие советские журналы.
В январе 1930 г. в Сергиевом Посаде Московской области, где он тогда жил, Пришвин стал очевидцем того, как сбрасывали с колокольни и разбивали молотом знаменитые лаврские колокола. Эти события он описал в своем тайном Дневнике, а также запечатлел на фотопленке (Пришвин увлекался фотографией с 1907 г. и оставил огромный фотоархив).
В начале 30-х годов писатель побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести "Неодетая весна". В 1933 г. Пришвин снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал; на основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка "Осударева дорога". В мае-июне 1935 г. он совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. После этой поездки на свет появились книга очерков "Берендеева чаща" ("Северный лес") и повесть-сказка "Корабельная чаща", над которой Пришвин работал в последние годы жизни.
В 30-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. А в последние годы жизни имел автомобиль "Москвич-401".
С 1940 г. Пришвин женат вторым браком на Валерии Дмитриевне Лебедевой (урожденной Лиорко) (1899-1979) - писательнице, ставшей помощницей, хранительницей архива, публикатором произведений Пришвина и его соавтором (книга "Мы с тобой. Дневник любви", СПб, изд.Росток, 1996 г.). Опубликованы также ее мемуары "Война", "Невидимый град" и др.
В 1941 г. Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области. В 1943 г. вернулся в Москву и выпустил рассказы "Фацелия" и "Лесная капель". В 1945 г. написал сказку-быль "Кладовая солнца", которая выдержала многочисленные издания и стала хрестоматийной.
В 1946 г. Пришвины купили дом в деревне Дунино на берегу Москвы-реки, в котором жили в летний период 1946-1953 гг.
Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются красотой языка. Сам Пришвин своей главной книгой считал "Дневники", которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в 1891 г. в семье мелкого торговца. Годы детства провел в Петербурге. В юности поэт побывал в нескольких странах Европы, учился в Сорбонне и Гейдельбергском Университете. Высокообразованный человек, знавший несколько европейских языков, О.Э. Мандельштам сформировался как "западник", преклонявшийся перед культурой Европы. Особенно его увлекала античность, поэзия Гомера, Франции, Италии. Духовные поиски Мандельштама привели его к протестантской религии, и в 1911 г. он был крещен в методистской церкви в Выборге. В 1916 г. по приглашению Марины Ивановны Цветаевой посетил Москву и Александров. Тогда же началось увлечение русской историей и поэзией. В 20-е годы поэт жил в Петербурге (Петрограде). Первые же изданные сборники стихов ("Камень", 1913г. и "Tristia", 1922г.) поставили Мандельштама в один ряд с лучшими русскими поэтами того времени - Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Цветаевой, Пастернаком. Современники отмечали самобытный характер поэзии Мандельштама, непохожей на поэзию ни одного из предшественников.
С 1925 по 1930 г. Мандельштам стихов не писал, занимался переводами. Выпущены 2 книги прозы - "Шум времени" (1923) и "Египетская марка" (1927). В 1928г. напечатан последний прижизненный поэтический сборник "Стихотворения". Написанные после 1930г. стихотворения Мандельштама, достигшего поэтического расцвета, в то время нигде не печатались.
Кроме культуры и искусства Запада поэта притягивал и христианский Юг - Армения, Грузия, где он побывал в 1930 г. Армению Мандельштам воспринял как вариант Палестины, как святую землю. Создан большой цикл стихотворений "Армения". Российская же действительность была более суровой. "Мне на плечи кидается век-волкодав..." - писал поэт в 1931г. В 1934г. Мандельштамом написано политическое (антисталинское) стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны...", которое он читал полутора десяткам человек и за которое подвергся преследованиям властей: в 1936г. был сослан в Чердынь на Каме, затем в 1937г. - в Воронеж. Это были тяжелые годы безработицы, безденежья, попытки суицида. В мае 1937г. срок ссылки закончился, Мандельштамы вернулись в Москву. Весной 1938г. они получили путевки в дом отдыха профсоюзов в пос. Саматиха, куда добирались 4,5 часа по Казанской ж.д. и далее 4 часа на лошадях (сейчас это также удаленный и глухой уголок Шатурского района). Саматиха оказалась ловушкой: в ночь с 1-го на 2-е мая Мандельштам был арестован, позже получил 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность и скончался в пересыльном лагере Владивостока 27 декабря 1938 г.
Надежда Яковлевна Мандельштам, жена поэта, сохранила архив мужа. Оставила книги мемуаров "Воспоминания", "Книга вторая", "Книга третья". В 1956г. она добилась реабилитации О.Э. Мандельштама по делу 1938 г.