Сайт журнала
"Тёмный лес"

Главная страница

Номера "Тёмного леса"

Страницы авторов "Тёмного леса"

Страницы наших друзей

Кисловодск и окрестности

Тематический каталог сайта

Новости сайта

Карта сайта

Из нашей почты

Пишите нам! temnyjles@narod.ru

 

на сайте "Тёмного леса":
стихи
проза
драматургия
история, география, краеведение
естествознание и философия
песни и романсы
фотографии и рисунки
Главная страница
Литературный Кисловодск и окрестности
Страница "Литературного Кисловодска"
Страницы авторов "ЛК"
Страница Мая Августа
 
Красная звезда - 1
Красная звезда - 2
Лючия
Чечула
Парадоксальный сон (Перекресток)
Охотники за муму
Маленькая трагедия
Сизиф и труд
Чистые лужи на деревенской дороге
Очередная годовщина
Враги народа
Милочка
В ущелье Ардона
Прогулка в сторону Машука
Золотая рыбка
Кавказские пленники
Красиво обутый мужчина и женщина за углом
Красиво обутый мужчина и женщина за углом - 2
Платная стоянка городского времени
Один день Дениса Ивановича
Хлопковое дело
Гнилуха
Глеб
Легенда про спящего сторожа
Встреча с читательницей и читателем
Чепуха
Очарованный
Её ни блина не звали
Светопреставление
Этот незванный гость
Сиреневые вторники
Грош цена тебе, Копейкин!
Снежная корова
О пользе кофия
Голос непьющего в пустыне
Сказка добрая ночь
Ветреный май
Палач и смерть
Тонкие ломтики ароматного сыра
У дурака было три сына
Анекдот
автобиографическая повесть бройлерной птицы
Чёрное зеркало
Обрыв
стихи 2017г.
стихи, опубликованные в "ЛК"
Стихи со stihi.ru
Стало ясно всё туманным утром...
Пятигофиги (Палиндромы)
Поэтошествие.
Открытие пост-постмодернизма.
"Эсперанс" как следующий за "роком" стиль лирической поэзии.
О роли отсутствия матов в советской литрухе.
Рыцари ордена Самиздата.
Pussy Riot.
Конец эпохи печати

Из книги Августа

"Эсперанс" как следующий за "роком" стиль лирической поэзии

(исследование)

Пожалуй, до сих пор никто не считал серьезным рассуждать о будущих исторических направлениях в искусстве.

Говоря лишь о лирике, русской лирике, мы обнаруживаем в странном ее положении последней четверти XX столетия противоречивые черты, обусловленные апокалиптическим трагизмом времени и представленным, с одной стороны, упадничеством, в чем-то напоминающем декаданс конца XIX века, проявляющемся в общем равнодушии к поэзии и лирическим ценностям вообще, в отсутствии новых имен и идей, с другой стороны - отчаянной надеждой "пусть будет, что будет" стиля рок.

Поэзия последних десятилетий прошлого века уже названа постмодернизмом, но даже этот сверхнейтральный термин был встречен глухо и молчаливо, со свойственным времени равнодушием. Что же говорить о том, что до завтрашней поэзии никому нет дела?

Да, нет еще новых поэтов и нет их публики, но я ощущаю, что чаша равнодушия у вступающего в жизнь поколения переполняется - это наши первые "тинэйджеры", и они не примут вялотекущую шизофрению далеко не благополучной обывательщины. Вот-вот, и они за юношески-безотчетным сочинением стихов увидят в поэзии средство выражения своего смысла и скажут свое первое слово.

Жажда после поэтического вакуума девяностых годов достигла предела, необходимость поэзии витает в воздухе.

Скорее всего, новое поколение ощутит себя выходцем из пустыни, ведь даже от пост-постмодернизма их отделяют два десятилетия - а что это для двадцатилетнего человека? Это поколение не бросится в рассуждения о поэзии, о пост-постмодернизме и роке. Оно, пожалуй, корректно оставит прошлое на его троне и начнет покорять совершенно новые вершины.

Все это и определяет необходимость начать разговор о направлении, которого еще нет.

Я подметил некий параллелизм в развитии художественно-исторических направлений XIX и XX столетий: романтизм - модернизм, реализм - постмодернизм и декаданс - пост-постмодернизм.

Мы определенно находимся в преддверии направления романтико-ренессансного типа.

Романтизм основывался на идеализации сказочного прошлого, а модернизм отражал утверждение реального настоящего. То, что было сказано, не будет повторено - но и без этого, в эсперантизме рока не так уж трудно усмотреть футуристичность будущего поэтического направления. Сегодня новое поколение займется виртуальностью, но не в болезненном ее представлении неодекаданса, а в эсперантном виде, в виде надежд и, скорее всего, надежд уже не рока - "абсолютно невозможно, но должно быть!" - но надежд реальных - "сделаем - будет!", поскольку именно это предыдущими временами и поколениями легкомысленно игнорировалось - новое поколение отнесется к надеждам как к средству осознанного проникновения в будущее. В будущее - не по течению времени, а по велению сердца.

И я называю еще не явившийся стиль словом эсперанс.

 

  3 апреля 2003 года

 

ПОДЕЛИТЬСЯ: